Исследовательский проект “Тыква- царица огорода”

Автор:

Баум Марина Владимировна

Воспитатель МКДОУ д/c №4 “Светлячок”

Фельзинг Людмила Витальевна

Воспитатель МКДОУ д/c №4 “Светлячок”

Исследовательский проект “Тыква- царица огорода”

«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера».

 Анатолий Шапиро.

Введение

Перед современным обществом, школой, дошкольными учреждениями и родителями встает первоочередная задача: вырастить каждого ребенка не только сознательным членом общества, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.             Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. Исследовательское обучение активирует учебную работу детей, придаёт ей исследовательский характер, таким образом, передаёт детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.  

Актуальность.

 

     Сегодня много споров о вкусной и здоровой пище. Большое количество кулинарных книг содержат много рецептов блюд из плодов, растущих у нас на огороде. Одним из полезных плодов, растущих на огороде, является тыква. Однажды Анжелика пришла в детский садик и рассказала ребятам, что её тётя приготовила тыквенный сок, но для неё он оказался невкусным. Мы спросили   у ребят: «Почему не всё, что полезно бывает вкусным?», «Как заинтересовать детей есть блюда из тыквы? В ходе беседы мы выяснили, что не все дети владеют информацией о пользе тыквы для человека, и не знают, что тыква очень полезная для нашего организма. Для того чтобы узнать ответы на все эти вопросы мы решили разработать и реализовать исследовательский проект «Тыква – царица огорода».

Гипотезой исследования стало то, что тыква кладезь необходимых для здоровья человека веществ и применяется не только в кулинарии, но и для лечения различных заболеваний.

Цель проекта: пополнение знаний о тыкве, как о полезной ягоде для взрослых и детей.

Задачи:

  • исследовать тыкву и выделить её характерные особенности: величину, форму, цвет, вкус;
  • узнать, к какому виду растений относится тыква, как называется её плод;
  • развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности со взрослым;
  • побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
  • взаимодействовать с родителями воспитанников через реализацию исследовательского проекта.

Ожидаемые результаты:

  • создать предметно – развивающую среду для развития исследовательской деятельности;
  • провести ряд исследований о полезных свойствах тыквы;
  • организовать целевую экскурсию в библиотеку имени С.Я.Мосияша для   расширения знаний у детей о пользе тыквы;
  • развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков;
  • привлечь внимание родителей в реализации проекта «Тыква – царица огорода».

Оценка результатов:

Своеобразным отчетом в рамках работы над проектом будет проведена презентация проекта с использованием ИКТ – технологий «Тыква-царица огорода».

Участники проекта: руководители проекта, дети, родители 

Направление работы: исследовательское.

Методы и приемы: 

  • наглядный (рассматривание), 
  • практический (сбор информации), 
  • словесный (рассказ, беседа, чтение познавательной литературы). 

 

                                Содержание проектного исследования

1 этап – подготовительный

п/п

Мероприятия Задачи Ответственные Срок
1. Консультация «Проектная деятельность в жизни ребенка»

 

Обсуждение цели и  задачи проекта, формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта  Руководители проекта

старший воспитатель,

родители

Январь 2020г.
2.  Поиск информации в Интернете, в познавательной литературе по  теме проекта Создание условий для реализации проекта Руководители проекта

старший воспитатель 

Январь 2020г.
3. Подбор наглядно-дидактических  пособий, демонстрационного материала, методической литературы, художественной литературы по теме проекта  Создание условий для реализации проекта Руководители проекта Январь 2020г.
                                          2этап – исследовательский
1. НОД 

Приоритетная область 

 «Познавательное развитие» тему

«Тыква-царица огорода»

Повышение интереса детей к здоровому образу жизни в процессе ознакомления с полезной ягодой – тыквой Руководители проекта, дети Январь 2020г.
2. Познавательно-исследовательская деятельность просмотр презентации

«Исслелование полезных свойств тыквы»

Развитие познавательной деятельности, желание узнать о полезных свойствах тыквы Руководители проекта

дети

Февраль 2020г. 
3. Целевая экскурсия в библиотеку С.Я. Мосияша Расширение  знаний у детей о пользе тыквы Библиотекарь, Руководители проекта  

Февраль 2020г. 

4. Целевая экскурсия на кухню детского сада Формирование представления детей о профессии – повара  Руководители проекта,

повар

Февраль 2020г. 
5. Беседа с медицинской сестрой о пользе тыквы для здоровья детей и взрослых Пополнение знаний у детей  о тыкве, как о полезной ягоде для здоровья детей и взрослых Медицинская сестра, дети Февраль  2020 г.
6. Совместная деятельность: чтение (восприятие) художественной литературы  С. Александрова «Наша тыква золотая», Ш. Перро «Золушка», А.Балинт «Дом, который можно съесть». Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Руководители проекта Февраль 2020г.
Просмотр мультфильма «А что ты умеешь?», «Тина нашла огромную тыкву за огородом», «Весёлые тыквы».

   

Подвести детей к пониманию нравственного смысла мультфильма, оценке поступков и характера героев Руководители проекта Февраль 2020г.
7. Исследовательская деятельность: «Рассмотрели тыкву», «Измерили вес», «Понюхали», «Проверили вкусовые качества тыквы», «Тыква овощ или ягода?», «Заморозили», «Взаимодействие воды, соли и сахара на тыкву», «Какой плод окрасит бумагу сильнее?», «Наблюдение за прорастанием семян тыквы», «Выращивание тыквы», «Применение тыквы в косметологии». Способствовать развитию познавательной активности и любознательности в процессе, развивать мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение). Руководители проекта

Воспитанники

Февраль 2020г.
7. Сюжетно-ролевая игра «Поварята»:

 «Изготовление тыквенного порошка», Применение тыквы в кулинарии:

«Изготовление тыквенного салата», «Изготовление тыквенной каши», «Изготовление тыквенно-апельсинового сока».

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца Руководители проекта, воспитанники Февраль 2020г.
                                              3 этап – обобщающий
1. Презентация проекта в форме мультимедийной презентации «Тыква-царица огорода». Обобщить знания детей о   пользе и вреде тыквы. Руководители проекта Февраль 2020г.
2. Обработка и оформление проектного материала для сайта ДОУ. Подвести итог проектной деятельности Руководители проекта Февраль 2020г.

                               Календарный план реализации проекта

 

Форма организации детей Название  Задачи Срок Участники Ответственные
НОД «Познавательное развитие»  «Тыква – царица огорода». Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, внимания, наблюдательности, памяти, мыслительных способностей, расширению кругозора, активизации речевой активности. 20.01.

2020г

Руководители проекта, дети 

4-5 лет. 

Руководители проекта
Познавательно-исследовательская деятельность просмотр презентации «Исследование полезных свойств тыквы» Развитие познавательной деятельности, желание узнать о полезных свойствах тыквы 21.02.

2020г.

Руководители проекта Руководители проекта
Целевая экскурсия в библиотеку  С.Я. Мосияша» Мероприятие «Тыква-королева осени» Расширение  знаний у детей о пользе тыквы 24.02.

2020г.

Руководители проекта, библиотекарь, дети 

4-5лет

Руководители проекта
Целевая экскурсия на кухню детского сада «Сушим тыкву» Формирование представления детей о профессии  повар и о том, как он сушит тыкву 29.02.

2020г.

Повар, руководители проекта, дети 4-5 лет Руководители проекта
Совместная деятельность: чтение (восприятие) художественной литературы, просмотр мультфильма      Совместная деятельность: чтение (восприятие) художественной литературы С. Александрова «Наша тыква золотая», Ш. Перро «Золушка», А.Балинт «Дом, который можно съесть». Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, в просмотре мультфильма 05.02-09.02.

2020г

Дети 

4-5лет

Руководитель проекта
Просмотр мультфильмов «А что ты умеешь?», «Тина нашла огромную тыкву за огородом», «Весёлые тыквы».

   

Подвести детей к пониманию нравственного смысла мультфильмов, оценке поступков и характера  героев 12.02.

2020г.

Дети 

4-5лет

Руководители проекта
Исследовательская деятельность  «Рассмотрели тыкву», «Измерили вес», «Понюхали», «Проверили вкусовые качества тыквы», «Тыква овощ или ягода?», «Заморозили», «Взаимодействие воды, соли и сахара на тыкву», «Какой плод окрасит бумагу сильнее?», «Наблюдение за прорастанием семян тыквы», «Выращивание тыквы», «Применение тыквы в косметологии». Способствовать развитию познавательной активности и любознательности в процессе, развивать мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение) 22.01. – 14.02

2020г

Руководители проекта, дети

4-5 лет

Руководители проекта
Сюжетно-ролевая игра  «Поварята» Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца 17.02. – 28.02.20.

2020г

Дети

4-5 лет

Руководитель проекта
Целевая экскурсия на кухню детского сада «Сушим тыкву» Формировать представления детей о профессии  – повар и о том, как он сушит тыкву 03.03.

2020г.

Руководители проекта, повар, дети 4-5 лет Руководители проекта
Презентация проекта в форме мультимедийной презентации  «Тыква-царица огорода» Обобщить знания детей   о пользе и вреде тыквы 05.03.

2020г

Дети

4-5 лет

Руководители проекта
Обработка и оформление проектного материала для сайта ДОУ Подвести итог проектной деятельности 06.03

2020 г.

Родители, руководитель проекта Руководители проекта

В результате реализации проекта:

  • Создана предметно – развивающая среда для развития исследовательской деятельности;
  • Проведен ряд исследований о полезных свойствах тыквы;
  • Организована целевая экскурсия в библиотеку С.Я. Мосияша для расширения знаний у детей о тыкве;
  • Организована целевая экскурсия на кухню детского сада;
  • Проведена беседа с медицинской сестрой с целью расширения знаний детей о пользе тыквы для детей и взрослых;
  • У 80% детей средней группы развита познавательная активность, любознательность, развиты коммуникативные навыки;
  • В реализации проекта активное участие приняли 70% родителей. Они проявили творчество в оформлении журнала блюд из тыкв, изготовили альбом «Интересные факты о тыкве», изготовили поделки из тыквы, нарисовали рисунки по теме «Сказочная карета».

 

Список литературы:

  1. Организация опытно – исследовательской деятельности детей 2-7 лет» Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, 2011г. 
  2. Дошкольная педагогика, № 7, сентябрь, 2013 год.

3.«Метод проектов в образовательной работе детского сада» Л.В. Михайлова – Свирская, 2015г. 

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  2. Иванова А.И. Детское экспериментирование, как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под. ред. Л.Н. Прохоровой М., 2004г.

 

Материалы интернет-сайтов:

 

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-chudo-tykva-podgotovitelnaja-grupa.html;
  2. http://www.tavika.ru/2018/11/tykva.html?m=13. 
  3. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/proektyi-vospitannikov/news12311.html.