Автор:
Баум Марина Владимировна
Воспитатель МКДОУ д/c №4 “Светлячок”
Фельзинг Людмила Витальевна
Воспитатель МКДОУ д/c №4 “Светлячок”
Исследовательский проект “Тыква- царица огорода”
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера».
Анатолий Шапиро.
Введение
Перед современным обществом, школой, дошкольными учреждениями и родителями встает первоочередная задача: вырастить каждого ребенка не только сознательным членом общества, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. Исследовательское обучение активирует учебную работу детей, придаёт ей исследовательский характер, таким образом, передаёт детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Актуальность.
Сегодня много споров о вкусной и здоровой пище. Большое количество кулинарных книг содержат много рецептов блюд из плодов, растущих у нас на огороде. Одним из полезных плодов, растущих на огороде, является тыква. Однажды Анжелика пришла в детский садик и рассказала ребятам, что её тётя приготовила тыквенный сок, но для неё он оказался невкусным. Мы спросили у ребят: «Почему не всё, что полезно бывает вкусным?», «Как заинтересовать детей есть блюда из тыквы? В ходе беседы мы выяснили, что не все дети владеют информацией о пользе тыквы для человека, и не знают, что тыква очень полезная для нашего организма. Для того чтобы узнать ответы на все эти вопросы мы решили разработать и реализовать исследовательский проект «Тыква – царица огорода».
Гипотезой исследования стало то, что тыква кладезь необходимых для здоровья человека веществ и применяется не только в кулинарии, но и для лечения различных заболеваний.
Цель проекта: пополнение знаний о тыкве, как о полезной ягоде для взрослых и детей.
Задачи:
- исследовать тыкву и выделить её характерные особенности: величину, форму, цвет, вкус;
- узнать, к какому виду растений относится тыква, как называется её плод;
- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности со взрослым;
- побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
- взаимодействовать с родителями воспитанников через реализацию исследовательского проекта.
Ожидаемые результаты:
- создать предметно – развивающую среду для развития исследовательской деятельности;
- провести ряд исследований о полезных свойствах тыквы;
- организовать целевую экскурсию в библиотеку имени С.Я.Мосияша для расширения знаний у детей о пользе тыквы;
- развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков;
- привлечь внимание родителей в реализации проекта «Тыква – царица огорода».
Оценка результатов:
Своеобразным отчетом в рамках работы над проектом будет проведена презентация проекта с использованием ИКТ – технологий «Тыква-царица огорода».
Участники проекта: руководители проекта, дети, родители
Направление работы: исследовательское.
Методы и приемы:
- наглядный (рассматривание),
- практический (сбор информации),
- словесный (рассказ, беседа, чтение познавательной литературы).
Содержание проектного исследования
1 этап – подготовительный
№
п/п |
Мероприятия | Задачи | Ответственные | Срок | |
1. | Консультация «Проектная деятельность в жизни ребенка»
|
Обсуждение цели и задачи проекта, формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта | Руководители проекта
старший воспитатель, родители |
Январь 2020г. | |
2. | Поиск информации в Интернете, в познавательной литературе по теме проекта | Создание условий для реализации проекта | Руководители проекта
старший воспитатель |
Январь 2020г. | |
3. | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, художественной литературы по теме проекта | Создание условий для реализации проекта | Руководители проекта | Январь 2020г. | |
2этап – исследовательский | |||||
1. | НОД
Приоритетная область «Познавательное развитие» тему «Тыква-царица огорода» |
Повышение интереса детей к здоровому образу жизни в процессе ознакомления с полезной ягодой – тыквой | Руководители проекта, дети | Январь 2020г. | |
2. | Познавательно-исследовательская деятельность просмотр презентации
«Исслелование полезных свойств тыквы» |
Развитие познавательной деятельности, желание узнать о полезных свойствах тыквы | Руководители проекта
дети |
Февраль 2020г. | |
3. | Целевая экскурсия в библиотеку С.Я. Мосияша | Расширение знаний у детей о пользе тыквы | Библиотекарь, Руководители проекта |
Февраль 2020г. |
|
4. | Целевая экскурсия на кухню детского сада | Формирование представления детей о профессии – повара | Руководители проекта,
повар |
Февраль 2020г. | |
5. | Беседа с медицинской сестрой о пользе тыквы для здоровья детей и взрослых | Пополнение знаний у детей о тыкве, как о полезной ягоде для здоровья детей и взрослых | Медицинская сестра, дети | Февраль 2020 г. | |
6. | Совместная деятельность: чтение (восприятие) художественной литературы С. Александрова «Наша тыква золотая», Ш. Перро «Золушка», А.Балинт «Дом, который можно съесть». | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг | Руководители проекта | Февраль 2020г. | |
Просмотр мультфильма «А что ты умеешь?», «Тина нашла огромную тыкву за огородом», «Весёлые тыквы».
|
Подвести детей к пониманию нравственного смысла мультфильма, оценке поступков и характера героев | Руководители проекта | Февраль 2020г. | ||
7. | Исследовательская деятельность: «Рассмотрели тыкву», «Измерили вес», «Понюхали», «Проверили вкусовые качества тыквы», «Тыква овощ или ягода?», «Заморозили», «Взаимодействие воды, соли и сахара на тыкву», «Какой плод окрасит бумагу сильнее?», «Наблюдение за прорастанием семян тыквы», «Выращивание тыквы», «Применение тыквы в косметологии». | Способствовать развитию познавательной активности и любознательности в процессе, развивать мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение). | Руководители проекта
Воспитанники |
Февраль 2020г. | |
7. | Сюжетно-ролевая игра «Поварята»:
«Изготовление тыквенного порошка», Применение тыквы в кулинарии: «Изготовление тыквенного салата», «Изготовление тыквенной каши», «Изготовление тыквенно-апельсинового сока». |
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца | Руководители проекта, воспитанники | Февраль 2020г. | |
3 этап – обобщающий | |||||
1. | Презентация проекта в форме мультимедийной презентации «Тыква-царица огорода». | Обобщить знания детей о пользе и вреде тыквы. | Руководители проекта | Февраль 2020г. | |
2. | Обработка и оформление проектного материала для сайта ДОУ. | Подвести итог проектной деятельности | Руководители проекта | Февраль 2020г. |
Календарный план реализации проекта
Форма организации детей | Название | Задачи | Срок | Участники | Ответственные |
НОД «Познавательное развитие» | «Тыква – царица огорода». | Способствовать развитию познавательных интересов детей, любознательности, внимания, наблюдательности, памяти, мыслительных способностей, расширению кругозора, активизации речевой активности. | 20.01.
2020г |
Руководители проекта, дети
4-5 лет. |
Руководители проекта |
Познавательно-исследовательская деятельность просмотр презентации | «Исследование полезных свойств тыквы» | Развитие познавательной деятельности, желание узнать о полезных свойствах тыквы | 21.02.
2020г. |
Руководители проекта | Руководители проекта |
Целевая экскурсия в библиотеку С.Я. Мосияша» | Мероприятие «Тыква-королева осени» | Расширение знаний у детей о пользе тыквы | 24.02.
2020г. |
Руководители проекта, библиотекарь, дети
4-5лет |
Руководители проекта |
Целевая экскурсия на кухню детского сада | «Сушим тыкву» | Формирование представления детей о профессии повар и о том, как он сушит тыкву | 29.02.
2020г. |
Повар, руководители проекта, дети 4-5 лет | Руководители проекта |
Совместная деятельность: чтение (восприятие) художественной литературы, просмотр мультфильма | Совместная деятельность: чтение (восприятие) художественной литературы С. Александрова «Наша тыква золотая», Ш. Перро «Золушка», А.Балинт «Дом, который можно съесть». | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, в просмотре мультфильма | 05.02-09.02.
2020г |
Дети
4-5лет |
Руководитель проекта |
Просмотр мультфильмов «А что ты умеешь?», «Тина нашла огромную тыкву за огородом», «Весёлые тыквы».
|
Подвести детей к пониманию нравственного смысла мультфильмов, оценке поступков и характера героев | 12.02.
2020г. |
Дети
4-5лет |
Руководители проекта | |
Исследовательская деятельность | «Рассмотрели тыкву», «Измерили вес», «Понюхали», «Проверили вкусовые качества тыквы», «Тыква овощ или ягода?», «Заморозили», «Взаимодействие воды, соли и сахара на тыкву», «Какой плод окрасит бумагу сильнее?», «Наблюдение за прорастанием семян тыквы», «Выращивание тыквы», «Применение тыквы в косметологии». | Способствовать развитию познавательной активности и любознательности в процессе, развивать мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение) | 22.01. – 14.02
2020г |
Руководители проекта, дети
4-5 лет |
Руководители проекта |
Сюжетно-ролевая игра | «Поварята» | Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца | 17.02. – 28.02.20.
2020г |
Дети
4-5 лет |
Руководитель проекта |
Целевая экскурсия на кухню детского сада | «Сушим тыкву» | Формировать представления детей о профессии – повар и о том, как он сушит тыкву | 03.03.
2020г. |
Руководители проекта, повар, дети 4-5 лет | Руководители проекта |
Презентация проекта в форме мультимедийной презентации | «Тыква-царица огорода» | Обобщить знания детей о пользе и вреде тыквы | 05.03.
2020г |
Дети
4-5 лет |
Руководители проекта |
Обработка и оформление проектного материала для сайта ДОУ | Подвести итог проектной деятельности | 06.03
2020 г. |
Родители, руководитель проекта | Руководители проекта |
В результате реализации проекта:
- Создана предметно – развивающая среда для развития исследовательской деятельности;
- Проведен ряд исследований о полезных свойствах тыквы;
- Организована целевая экскурсия в библиотеку С.Я. Мосияша для расширения знаний у детей о тыкве;
- Организована целевая экскурсия на кухню детского сада;
- Проведена беседа с медицинской сестрой с целью расширения знаний детей о пользе тыквы для детей и взрослых;
- У 80% детей средней группы развита познавательная активность, любознательность, развиты коммуникативные навыки;
- В реализации проекта активное участие приняли 70% родителей. Они проявили творчество в оформлении журнала блюд из тыкв, изготовили альбом «Интересные факты о тыкве», изготовили поделки из тыквы, нарисовали рисунки по теме «Сказочная карета».
Список литературы:
- Организация опытно – исследовательской деятельности детей 2-7 лет» Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, 2011г.
- Дошкольная педагогика, № 7, сентябрь, 2013 год.
3.«Метод проектов в образовательной работе детского сада» Л.В. Михайлова – Свирская, 2015г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Иванова А.И. Детское экспериментирование, как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под. ред. Л.Н. Прохоровой М., 2004г.
Материалы интернет-сайтов:
- https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-chudo-tykva-podgotovitelnaja-grupa.html;
- http://www.tavika.ru/2018/11/tykva.html?m=13.
- http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/proektyi-vospitannikov/news12311.html.