Консультация: «Нетрадиционное оборудование как средство развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Балина Марина Петровна

воспитатель МБДОУ “Саргатский детский сад № 3”

Консультация: «Нетрадиционное оборудование как средство развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Саргатский детский сад №3» Саргатского муниципального района Омской области

Воспитатель высшей категории

Балина Марина Петровна

 «Нетрадиционное оборудование как средство развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Задачи.

  1. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника.
  2. Познакомить с приемами развития мелкой моторики рук при помощи нетрадиционного оборудования у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Обогатить методическую копилку для родителей, побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

Предварительная работа:

  • Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
  • Оформление памятки для родителей.
  • Оформление материалов к выставке по теме собрания – цитаты, высказывания известных людей.
  • Подбор слайдов и видео с пальчиковыми играми.
  • Организация выставки предметов для развивающих игр: шнуровки, прищепки, зубные щётки, бигуди, резиночки для волос, бусины разного размера, шестигранные карандаши, крупа и т.д.

Оборудование:

  • Плакаты с высказываниями:
  • «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
  • «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
  • «Рука – это внешний наружу мозг человека» (И.Кант);
  • «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори)
  • Прищепки, резиночки для волос, крышки, зубные щётки,
  • Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
  • Мультимедийная установка для показа слайдов и видео.
  • Презентация «Наши пальчики играли» (Слайды с фотографиями играющих детей).
  1. Вступительный этап (Приветствие).

– Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада представить для вас мастер-класс  «Нетрадиционное оборудование как средство развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

Основной этап.

Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии ребенка дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений.

 

В последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему, просите вы? В силу своей занятости, и усталости на работе, родители стали меньше говорить с детьми. Дети с 2-3 лет могут пользоваться сенсорными телефонами, включать любимые мультфильмы, смысл которых они не понимают. Тем самым не мешают родителям, и  чтобы обратить на себя внимание, не надо говорить, можно просто закапризничать или издать какие-нибудь звуки,  манипуляции руками. Дома дети редко делают что-то своими руками,  потому- что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

       Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу новомодные  игры, которые не соответствуют возрасту ребёнка, лепят и рисуют целый день, либо дают гаджеты, чтобы ребёнок «развивался самостоятельно», и его поглощала рутина компьютерных игр. Но как узнать, верны ли предпринятые действия родителей? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения пользу? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме развития мелкой моторики более внимательно.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Ум ребёнка находится на кончике его пальцев”, а философ И. Кант, что “Рука-это вышедший наружу мозг человека”.
Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. 

Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, – «от большого к маленькому». В чем это выражается? Например, можно катать с ребенком шарики из пластилина, отщипывать кусочки пластилина от целого куска. Если ребёнок справляется– можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям. Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать работу внутренних органов : мизинец-сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец голова. Следовательно, касаясь определённых точек, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Главное требование в играх с рукой, её кистью, пальчиками – мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. 

 

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные интересные  материалы. А ведь можно сделать все намного проще – при помощи подручных предметов, которые используем  в домашнем обиходе!

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
  • Резать ножницами (желательно небольшого размера).
  • Конструировать из бумаги.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

        Нетрадиционные методы воздействия становятся всё более актуальными в работе с детьми. Ведь такие предметы как : губка для мытья посуды, резиночки для волос, зубная щётка, бигуди, бусы, горох –окружают ребёнка в быту, а значит, могут использоваться и родителями детей при игре в домашних условиях. Но прежде чем показать ребёнку игру с этими предметами, необходимо проиграть сюжет самим.

Играя с ребёнком, очень важно показывать ему собственную увлечённость этой игрой, быть эмоциональным, изображать грусть , радость, удивление и т.д.

 

– А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики при помощи нетрадиционного оборудования, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.
Практическая часть:

Перед вами лежат : шестигранный карандаш, зубная щётка, крышки от бутылок, резиночки для волос, бельевые прищепки.

– 

Игровое занятие для родителей.

1.Пальчиковая гимнастика с карандашом

1) Раскатывание карандаша между ладонями
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

(Прокатываем карандаш между ладонями от кончиков пальцев до запястья; сначала медленно, затем быстрее)

2) Раскатывание карандаша между большим, средним, указательными пальцами.

У щенка забот немало:

Вот юла затанцевала –

Раскрутил щенок в углу

Эту юркую юлу.
3) Делать отпечатки на подушечках пальцев карандашом тупой стороной и острой.

4) Упражнение «Ладошка»

Нужно положить руку на стол ладонью вниз. Обвести её карандашом (тупой стороной), тем самым массируя зоны между пальчиков.

5) Упражнение «Волчок» – Хорошее упражнение на координацию движения – вращаем  большим и указательным пальцами карандаш на столе, двумя руками  

по- очереди.

6) Упражнение «Качели» – Укладываем карандаш на средний палец, а указательным и безымянным накрываем сверху. Теперь по – очереди нажимаем  на карандаш  то указательным, то безымянным.

    Вот качели, так качели –

    Ухватились – полетели!

    

Таким образом, выполняя манипуляции с карандашом,  помогаем хорошему кровоснабжению пальчиков. Развитию координации движения рук.


  1. Игры с пластмассовыми крышками  от бутылок

1)Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, делать скользящие движения крышками.

. После каждого двустишия – смена рук.
1.Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
2.Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
2) Выкладывание прямой дорожки, извилистой, или башни.

3) Прокатывание крышки по ровной поверхности.

4) Вкручивание крышек в горлышки, закреплённые к основе.

 Таким образом, используя крышки от пластиковых бутылок – повышается общий тонус, координируются движения пальцев.


  1. Игра с использованием бельевых прищепок

1)пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой)
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

2) Закрепление состава числа (прицепить к цифре нужное количество прищепок).

3)  Складывание различных фигур,  как конструктор.

4)  Выкладывание к основе «Забора» одного цвета или разноцветного.

5) «Бусы на верёвочке» – прикрепляем прищепки к ленточке, можно одного цвета , можно придумать свою последовательность цвета прищепок. Дать возможность пофантазировать ребёнку.

6) «Сушим бельё» – Можно натянуть верёвку к ножкам стола или к ручкам тазика.

Предложить малышу повешать сушить бельё кукол, платочки, носочки и т.д. 

Играя в игры с прищепками  – помогаем укрепить мышцы большого и указательного пальца руки, которые в будущем будут задействованы при письме. 


4.Игры с использованием резиночек для волос.

    1. Надеваем резинку на каждый палец руки, начиная с большого пальца, заканчиваем мизинцем. Затем делаем прокатывающее движение по пальцу вверх-вниз, тем самым массажируем каждый палец.
    2. Упражнение «волшебная палочка» – нанизываем резиночки на карандаш или коктейльную трубочку, ложку.
    3. Упражнение «Плетёнка» –  надеваем резиночку на 2 рядом стоящих пальца, соединяем  указательный и безымянный палец и т.д.

Игры с резиночками для волос –  приучают руку к осознанности, точным и целенаправленным движениям .

5.Игры с использованием зубной щётки.

  1. Растираем круговыми  движениями подушечки пальцев.
  2. Гладим ворс щётки пальчиками.
  3. Сметаем воображаемый мусор со всей ладони.
  4. «Топаем» двумя пальчиками по щетине.

Таким образом, мы делаем лёгкий массаж руки. Снижаем психоэмоциональное напряжение ребёнка.

 

Заключительная часть. Рефлексия.


Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Удачи Вам!