Автор: Балина Марина Петровна
воспитатель МБДОУ “Саргатский детский сад № 3”
Консультация: «Нетрадиционное оборудование как средство развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Саргатский детский сад №3» Саргатского муниципального района Омской области
Воспитатель высшей категории
Балина Марина Петровна
«Нетрадиционное оборудование как средство развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»
Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Задачи.
- Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника.
- Познакомить с приемами развития мелкой моторики рук при помощи нетрадиционного оборудования у детей младшего дошкольного возраста.
- Обогатить методическую копилку для родителей, побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.
Предварительная работа:
- Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
- Оформление памятки для родителей.
- Оформление материалов к выставке по теме собрания – цитаты, высказывания известных людей.
- Подбор слайдов и видео с пальчиковыми играми.
- Организация выставки предметов для развивающих игр: шнуровки, прищепки, зубные щётки, бигуди, резиночки для волос, бусины разного размера, шестигранные карандаши, крупа и т.д.
Оборудование:
- Плакаты с высказываниями:
- «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
- «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
- «Рука – это внешний наружу мозг человека» (И.Кант);
- «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори)
- Прищепки, резиночки для волос, крышки, зубные щётки,
- Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
- Мультимедийная установка для показа слайдов и видео.
- Презентация «Наши пальчики играли» (Слайды с фотографиями играющих детей).
- Вступительный этап (Приветствие).
– Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада представить для вас мастер-класс «Нетрадиционное оборудование как средство развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»
Основной этап.
Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии ребенка дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений.
В последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему, просите вы? В силу своей занятости, и усталости на работе, родители стали меньше говорить с детьми. Дети с 2-3 лет могут пользоваться сенсорными телефонами, включать любимые мультфильмы, смысл которых они не понимают. Тем самым не мешают родителям, и чтобы обратить на себя внимание, не надо говорить, можно просто закапризничать или издать какие-нибудь звуки, манипуляции руками. Дома дети редко делают что-то своими руками, потому- что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу новомодные игры, которые не соответствуют возрасту ребёнка, лепят и рисуют целый день, либо дают гаджеты, чтобы ребёнок «развивался самостоятельно», и его поглощала рутина компьютерных игр. Но как узнать, верны ли предпринятые действия родителей? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения пользу? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме развития мелкой моторики более внимательно.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Ум ребёнка находится на кончике его пальцев”, а философ И. Кант, что “Рука-это вышедший наружу мозг человека”.
Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.
Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, – «от большого к маленькому». В чем это выражается? Например, можно катать с ребенком шарики из пластилина, отщипывать кусочки пластилина от целого куска. Если ребёнок справляется– можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям. Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка.
У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать работу внутренних органов : мизинец-сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец голова. Следовательно, касаясь определённых точек, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Главное требование в играх с рукой, её кистью, пальчиками – мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные интересные материалы. А ведь можно сделать все намного проще – при помощи подручных предметов, которые используем в домашнем обиходе!
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
- Резать ножницами (желательно небольшого размера).
- Конструировать из бумаги.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
Нетрадиционные методы воздействия становятся всё более актуальными в работе с детьми. Ведь такие предметы как : губка для мытья посуды, резиночки для волос, зубная щётка, бигуди, бусы, горох –окружают ребёнка в быту, а значит, могут использоваться и родителями детей при игре в домашних условиях. Но прежде чем показать ребёнку игру с этими предметами, необходимо проиграть сюжет самим.
Играя с ребёнком, очень важно показывать ему собственную увлечённость этой игрой, быть эмоциональным, изображать грусть , радость, удивление и т.д.
– А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики при помощи нетрадиционного оборудования, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.
Практическая часть:
Перед вами лежат : шестигранный карандаш, зубная щётка, крышки от бутылок, резиночки для волос, бельевые прищепки.
–
Игровое занятие для родителей.
1.Пальчиковая гимнастика с карандашом
1) Раскатывание карандаша между ладонями
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
(Прокатываем карандаш между ладонями от кончиков пальцев до запястья; сначала медленно, затем быстрее)
2) Раскатывание карандаша между большим, средним, указательными пальцами.
У щенка забот немало:
Вот юла затанцевала –
Раскрутил щенок в углу
Эту юркую юлу.
3) Делать отпечатки на подушечках пальцев карандашом тупой стороной и острой.
4) Упражнение «Ладошка»
Нужно положить руку на стол ладонью вниз. Обвести её карандашом (тупой стороной), тем самым массируя зоны между пальчиков.
5) Упражнение «Волчок» – Хорошее упражнение на координацию движения – вращаем большим и указательным пальцами карандаш на столе, двумя руками
по- очереди.
6) Упражнение «Качели» – Укладываем карандаш на средний палец, а указательным и безымянным накрываем сверху. Теперь по – очереди нажимаем на карандаш то указательным, то безымянным.
Вот качели, так качели –
Ухватились – полетели!
Таким образом, выполняя манипуляции с карандашом, помогаем хорошему кровоснабжению пальчиков. Развитию координации движения рук.
Игры с пластмассовыми крышками от бутылок
1)Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, делать скользящие движения крышками.
. После каждого двустишия – смена рук.
1.Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
2.Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
2) Выкладывание прямой дорожки, извилистой, или башни.
3) Прокатывание крышки по ровной поверхности.
4) Вкручивание крышек в горлышки, закреплённые к основе.
Таким образом, используя крышки от пластиковых бутылок – повышается общий тонус, координируются движения пальцев.
Игра с использованием бельевых прищепок,
1)пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой)
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.
2) Закрепление состава числа (прицепить к цифре нужное количество прищепок).
3) Складывание различных фигур, как конструктор.
4) Выкладывание к основе «Забора» одного цвета или разноцветного.
5) «Бусы на верёвочке» – прикрепляем прищепки к ленточке, можно одного цвета , можно придумать свою последовательность цвета прищепок. Дать возможность пофантазировать ребёнку.
6) «Сушим бельё» – Можно натянуть верёвку к ножкам стола или к ручкам тазика.
Предложить малышу повешать сушить бельё кукол, платочки, носочки и т.д.
Играя в игры с прищепками – помогаем укрепить мышцы большого и указательного пальца руки, которые в будущем будут задействованы при письме.
4.Игры с использованием резиночек для волос.
-
- Надеваем резинку на каждый палец руки, начиная с большого пальца, заканчиваем мизинцем. Затем делаем прокатывающее движение по пальцу вверх-вниз, тем самым массажируем каждый палец.
- Упражнение «волшебная палочка» – нанизываем резиночки на карандаш или коктейльную трубочку, ложку.
- Упражнение «Плетёнка» – надеваем резиночку на 2 рядом стоящих пальца, соединяем указательный и безымянный палец и т.д.
Игры с резиночками для волос – приучают руку к осознанности, точным и целенаправленным движениям .
5.Игры с использованием зубной щётки.
- Растираем круговыми движениями подушечки пальцев.
- Гладим ворс щётки пальчиками.
- Сметаем воображаемый мусор со всей ладони.
- «Топаем» двумя пальчиками по щетине.
Таким образом, мы делаем лёгкий массаж руки. Снижаем психоэмоциональное напряжение ребёнка.
Заключительная часть. Рефлексия.
Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Удачи Вам!