автор: Бактыбаева Васима Булатовна
Воспитатель МДОБУ ЦРР д/с “Белочка”, г.Сибай
Мастер класс на тему «Путешествие в страну Сенсорику»
Мастер класс на тему «Путешествие в страну Сенсорику»
Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю»
Цель: повышать уровень компетентности педагогов в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников.
Оборудование: Разноцветные флажки, ящик ощущений, апельсин, штампы из овощей различные по форме, гуашь, тарелочки с разбавленной водой гуашью, влажные салфетки, листы бумаги каждому участнику, музыка.
Участники: воспитатели.
Ход мероприятия:
1 часть (теоретическая) – Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на мой мастер-класс.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». А.С. Макаренко
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду, и в которые советуем играть дома.
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.Б. Прейер
И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры – путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие?
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
– Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М.А. Васильевой?
В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:
– С основными цветами спектра.
– С понятием величины (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т.д.).
– С понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).
– С представлением количества (много-мало).
К четырем годам ребенок, как правило, уже свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, может сравнить их по величине. Сейчас – самое время научить его различать объекты по свойствам и группировать их – по форме, цвету, величине, называть предметы и понимать, когда о них говорят взрослые.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны.
– Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?
Сенсорные эталоны – это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны:
– Эталоны цвета – семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
– Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
– Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
– Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
– Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.
2 часть (практическая): «Игра – путешествие в страну Сенсорику».
Маленькие дети – искатели приключений, стремящиеся познать мир.Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Поэтому, я предлагаю нам с вами пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов, вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания. Для этого мне нужны смелые и азартные люди. Есть такие? (Выбор участников).
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику! (Звучит сказочная мелодия. Я надеваю корону, накидку, беру в руки волшебную палочку).
– Вот я палочкой взмаху – Загадаю чудо!
Всем сегодня помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Подарю вам ленточки, (раздаю резинки, заколки разноцветные)
Подарю вам бантики!
Быстро наряжаемся
В поездку собираемся!
Игра давно нас ждет,
Страна Сенсорика зовёт!
- Проблемная ситуация «Ящик ощущений»
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед участниками появляется «ящик ощущений». И первое задание, которое нам предлагает страна Сенсорика – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений». Предлагаю участникам определить на ощупь содержимое ящика. Игроки запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.
Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «волшебном ящике». Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Материалы и оборудование: ящик ощущений, апельсин, музыка.
Вывод: Данный вид деятельности удобен не только для проведения НОД, но и в применении его в свободной, игровой, экспериментальной деятельности дошкольников.
- Развивающая игра «Разноцветные флажки».
Наше с вами путешествие продолжается, и я предлагаю немного развлечься.
Задание: Я предлагаю вам поиграть в игру «Разноцветные флажки». Когда я буду поднимать красный флажок, вы должны подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки. Условия понятны?
Цель: Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета. К тому же, она проста в организации и не требует длительного времени на изготовление флажков.
Вывод:Такие игры могут стать отличным и увлекательным занятием в утренние и вечерние часы, а могут стать частью НОД или игрой на детском празднике. Материалы и оборудование: флажки красного, жёлтого, синего,
зелёного цветов.
- Творческое задание «Нетрадиционные картины»
Задание: Страна Сенсорика хотела бы, чтобы о нашей встрече с ней, у нас осталась на память картина. Вот наши волшебные краски и штампы, ручки и пальчики вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны? Но как положено перед работой разомнём пальчики.
Физкультминутка
Нарисуем желтый круг, (вверху над головой соединить большие и средние пальцы)
После лучики вокруг (руки вытянуть вперёд, соединить запястья, расставить широко пальцы)
Пусть на белом свете Ярче солнце светит! На детей и на цветы, (сжимать и разжимать пальцы)
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее (трём ладошку об ладошку)
Их теплом согреет. (руки в «замок»)
Цель: накопление сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений детей, развитие способности ребёнка наслаждаться многообразием форм и красок.
Материалы и оборудование: штампы из овощей различные по форме, гуашь, тарелочки с разбавленной водой гуашью, влажные салфетки, листы бумаги каждому участнику, музыка.
Вывод: Данный вид деятельности удобен не только для проведения НОД, но и в применении его в свободной художественной и игровой, экспериментальной деятельности дошкольников. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.
Вот мы с Вами и посетили эту прекрасную страну, каждая из нас увидела её своей, неповторимой, цветной, разной формы так непохожей на других и от этого только ещё более интересной. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Рефлексия:
Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс.
На сегодняшнем мастер- классе я узнала, что…
-Для меня новым было (не было…
– В своей работе я буду (не буду) использовать представленные методы и приемы…
Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала.
Желаю вам творческих успехов в работе!
Спасибо за внимание!