автор: Баертуева Жаргалма Цыдыпбаловна
преподаватель истории и обществознания ГАПОУ Республики Бурятия «Техникум строительства и городского хозяйства», г.Улан-Удэ
Использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания
Ж.Ц. Баертуева
учитель истории и обществознания
ГАПОУ СПО ” Техникум строительства и городского хозяйства”
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Одна из важнейших функций творчества – дать возможность детям выразить , то, что они еще не умеют выражать словами”
Джин Вант Хал
После распада СССР в 1991 году в системе образования очень много экспериментировали…Но главная проблема постсоветского образования в том, что преподаватели остались со времен советского государства, где существовала вертикальная иерархическая система: “взрослый – тот, кто всегда прав, я – тот, кто подчиняется”, диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника к жизни в современном обществе. Работа учителя направлена на формирование людей с новым типом мышления, людей инициативных, творческих. Личностей способных самостоятельно принимать решения и отстаивать свою позицию, повышающих своё образование и способных самостоятельно ориентироваться в быстро меняющейся жизненной ситуации. При традиционном подходе к образованию это трудновыполнимо. Поэтому необходимо применять на уроках новые формы обучения, методы и приемы. Эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем активных и интерактивных методов обучения. Как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу, пришла к выводу, что на предметах истории и обществознания, очень актуальна технология критического мышления.
Одним из родоначальников принципа «критического мышления» принято считать американского философа и педагога начала XX века Джона Дьюи. В своих исследованиях Дьюи описал методы и инструменты, которые позволяли человеку решать разноплановые затруднения. Он использовал понятие исследования (англ. inquiry), чтобы описать набор целенаправленных действий по переводу непонятной проблемной ситуации в хорошо структурированную и, следовательно, решаемую. Здесь нужно совершить несколько последовательных шагов: сформулировать проблему (то есть суть затруднения), выдвинуть гипотезы, проверить их своим действием.
Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию. Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей школьников. Содержание курса истории и обществознания, с одной стороны, дает богатые возможности для развития таких интеллектуальных способностей (существование различных подходов к изучению одного и того же исторического события). С другой стороны, остро нуждаются в том, чтобы школьники, обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Мало знать исторические факты, важно уметь анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией. Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.
Развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех уроках, с учетом специфики каждого предмета. Человек, мыслящий критически, не принимает догм и стереотипов. В основе его мышления лежит работа с информацией, осмысление её, сопоставление различных точек зрения, оценивание. Процесс развития критического мышления на уроках истории и обществознания немыслим без самостоятельной исследовательской работы учащихся с документами, источниками, мемуарами, высказываниями историков, философов, социологов.
Сегодня термин «критическое мышление» больше относится к педагогике, чем к психологии, и он связан со способностью грамотно обращаться, то есть структурировать информацию, видеть причинно-следственные связи, аргументировать свою позицию. Хотя мыслить критически не учат в рамках обычной образовательной программы, во многих учебных заведениях этот навык преподают как составную часть разных предметов.
Мышление человека опирается на критическую установку, словно рука, хватающая топор или молоток. Сама по себе рука не очень сильна, но, когда она использует инструмент, это приносит результат. Критическое мышление — тот самый «инструмент», который можно эффективно использовать. Преподают этот предмет нестандартными способами: от проведения интерактивных дебатов до мозговых штурмов.
Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре:
1)Вызов.
Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели.
2) Осмысление.
Учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок: читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.
3) Рефлексия.
Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи.
Приемы технологии развития критического мышления:
Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)
Цель его – развитие рефлексивности в процессе познания. Учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
3) Прием «Синквейн»
Используется на стадии рефлексии. Позволяет учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоит из 5 строк:
На первой строчке записывают одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записывают три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из четырех слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
Последняя строчка – это слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
4) Прием « Верите ли вы?»
Используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Придает занятию определенную «интригу», способствует формированию критически оценивать результат. Используется для проверки знаний и самопроверки.
5) Прием «Инсерт»
Звуковой аналог английского сокращения: – интерактивная система записи эффективного чтения и размышления. Особая маркировка текста при его прочтении. Предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим её заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:
«V» – уже знал
«+» – новое
«- « – думал иначе
«?» – не понял, есть вопрос
Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы
6) Прием «Взаимоопрос».
Используется на разных фазах занятия. Учащемуся легче отвечать своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость и страх перед ошибкой. Прием эффективен при работе со «слабыми» учащимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.
7) Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»
Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что.?», «Если я правильно поняла, то.?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о.?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
8) Прием «Эссе».
Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Данная технология обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а значить ребенку, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств: готовность, гибкость, осознание, поиск компромиссных решений. Настойчивость, способность исправлять свои ошибки. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Учитель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Список литературы
- Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт – Петербургский университет педагогического мастерства, 2001
- Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” – 2005 № 3.
- Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно- ориентированного образования”. Б., 2003г.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.
- Даниель Канеман ” Думай медленно… Решай быстро” Мск, ЛСТ, 2016г