Автор: Ахмерова Эльмира Талгатовна
Воспитатель г. Новый Уренгой детский сад “Колобок”
Программа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста «Детский дизайн»
Программа по развитию творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста
«Детский дизайн»
Направленность: художественная;
Уровень содержания: общекультурный;
Срок реализации программы: 2 года;
Возрастная направленность: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа «Детский дизайн» ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка посредством нетрадиционных техник рисования, и содержит задания различных видов продуктивной деятельности, с разнообразным материалом.
НОД по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста проводятся в кружке 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 25минут – первый год обучения, старшая группа (5-6 лет); 30 минут – второй год обучения – подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Рабочая программа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста «Детский дизайн» разработана в соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, возрастными особенностями детей, требованиями СанПиН, а также «Конвенцией о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения. Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей
Говоря об актуальности разработки данной программы необходимо отметить, что дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционных техниках рисования. Для педагога нетрадиционные техники рисования – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.
Новизна программы «Детский дизайн» заключается в использовании нестандартных технологий, материалов в развитии творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в рамках предоставления дополнительных образовательных услуг в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования.
Цель программы – формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Основные задачи:
– Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
– Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
– Развивать художественно – творческие способности детей.
– Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
– Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
– Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка)
– Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
-Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
– Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Педагогическая целесообразность: Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребёнка – не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного материала и нестандартных технологий, стимулирующих творческую активность дошкольников, устойчивый интерес к творческому процессу (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить).
Особенности методики обучения:
Содержание непрерывной образовательной деятельности кружка «Детский дизайн» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Детская деятельность организуется посредством следующих методов и приемов:
- Наглядные – наблюдения, демонстрация, использование ТСО. Использование этих методов отвечает принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
- Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа. Их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, от эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
- Практические – упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование, создание проблемных ситуаций, проекты. Эти методы основаны на практической деятельности дошкольника. Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как ответственность, умение доводить начатое дело до конца и т.д.
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения («Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
В рамках организации предварительной работы к непрерывной образовательной деятельности педагог создает условия для проявления и развития детского творчества:
– организация интересной, содержательной, богатой яркими впечатлениями совместной деятельности взрослого с детьми;
– создание непринуждённой, эмоционально-положительной и эстетически благоприятной обстановки;
– наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами для творчества, обеспечение доступности действовать с ними в течение дня в соответствии с возникшими потребностями воспитанников;
– обеспечение свободы выбора детьми изобразительных материалов, цветового и композиционного решения.
Обязательным условием развития творческого потенциала дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования является поддержание интереса к творческому процессу, активизация творческой активности посредством используя различных игровых форм проведения НОД: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации, занятия-сюрпризы и др.
Принцип работы кружка:
- Доступность;
- Индивидуальность;
- Дифференциации работы с детьми;
- Систематичность.
Направления работы:
- Знакомство детей с многообразием нетрадиционных техник рисования.
- Самостоятельная продуктивная деятельность (Нетрадиционное рисование).
Технология реализации Рабочей программы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и др.
Этапы работы:
На 1 этапе – репродуктивном, ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе – конструктивном, ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе – творческом, дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Средства:
– совместная деятельность воспитателя с детьми;
– самостоятельная деятельность детей;
– развивающая предметно-пространственная среда.
Структура занятий программы :
– Мотивация детей.
Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.
Педагог выступает в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
– Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.
– Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает детей через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании, дизайн-творчестве.
– Выставка – презентация детских работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
– Наборов разнофактурной бумаги;
– Дополнительного материала (природного, бытового, бросового);
– Художественно-изобразительного материала;
– Нетрадиционных инструментов для художественного творчества;
– Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;
– Демонстрационного наглядного материала.
Ожидаемые результаты:
Первый год обучения:
– имеют представления о нетрадиционных техниках рисования;
– имеют представления об особенностях используемых материалов, их свойствах;
– обладают навыками работы с различными инструментами, материалами;
– проявляют самостоятельность в выборе материала, создании композиции;
– проявляют устойчивый интерес к продуктивной деятельности.
Второй год обучения:
– создают оригинальные образы, композиции;
– умеют планировать работу;
– реализуют творческие замыслы;
– сочетают разные приемы, техники продуктивной деятельности;
– выражает свое отношение к эстетическим объектам.
Методика проведения обследования уровня сформированности навыков коллажирования.
В целях контроля и оценки результативности образовательной деятельности проводится мониторинг на усвоение программного содержания на начало и конец учебного года.
Мониторинг проводится в ходе непрерывной образовательной деятельности посредством наблюдения за продуктивной деятельностью воспитанников, уровнем сформированностью навыков, проявлением творческих способностей, самостоятельности дошкольников.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Детский дизайн».
Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
– участие детей в тематических КВН;
– проведение открытых НОД для родителей;
– организация выставок детских работ;
– участие в творческих конкурсах различного уровня.
Учебный план дополнительного образования кружка
«Детский дизайн»
на 2019-2020 учебный год
Образовательная область | Направленность | Наименование | Периодичность/
хронометраж |
|
Старшая группа
5-6 лет |
||||
в неделю | в год | |||
Художественно-эстетическое развитие | художественная | «Детский дизайн» | 1
(25 мин) |
30 |
Длительность условного часа (мин.) | 20-25 мин | |||
Образовательная нагрузка в неделю на одного ребенка | 20-25 мин | |||
итого:
максимальный объем нагрузки на одного ребенка в месяц |
4/100 мин | |||
итого:
максимальный объем нагрузки на одного ребенка в год |
30/750 мин |
Список используемой литературы:
- Белобрынина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. – Новосибирск, 1993.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по ИЗО.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
- Казанова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – Москва, 2006.9. Фатеева А.А. Детский сад: день за днем. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Маленький помощник Т.И. Гризик. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
- Строкина В.Л. «Нетрадиционная техника ИЗО в дошкольном учреждении.»
- Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка.
Перспективное планирование работы кружка «Детский дизайн»
на 2019-2020 учебный год
старшая группа «Елочка»
(первый год обучения)
Месяц | №/
Дата |
Тема | Предварительная работа | Программные содержание | Материал |
Октябрь | 1.
(04.10.19) |
«Осенние листья»
(отпечатки листьев в технике фроттаж тереть, натирать) |
Наблюдение за явлениями природы в осеннее время года; рассматривание осенних листочков (цвет, форма).
Рассматривание картины «Золотая осень» И. Левитана |
Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «фроттаж» Закреплять и расширять представление об осени.
Знакомство с новой техникой рисования «фроттаж». Развитие умения пользоваться восковыми мелками при закрашивании. Развитие мелкой моторики рук. |
Писчая бумага голубого цвета, восковые мелки, осенние листья с различных деревьев. |
2.
(11.10.19) |
«Осеннее дерево».
(знакомство с техникой «а ля прима» по мокрому фону).
|
Наблюдение за деревьями
Иллюстрации «деревья». |
Расширение знаний по изобразительному искусству. Знакомство с техникой акварельной живописи. Обучение приёмам самостоятельной работы. Умение пользоваться художественными материалами и инструментами.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Воспитание эстетического вкуса. Культура поведения во время работы в группе. |
Белые листы бумаги для акварели, мягкие кисточки и краски акварель, среди которых два-три оттенка желтого оранжевого красного цвета, вода, салфетки. | |
3.
(18.10.19) |
«Витаминная
корзина» Рисование по мятой бумаге («художественный мусор»)
|
Рассматривание муляжей по теме, картина «Караваджо» Б. Микеланджело | Учить детей рисовать овощи в корзине, закреплять
умение детей наносить один слой краски на другой с использованием технике по мятой бумаге; расширять знания о фруктах и овощах, о полезных свойствах продуктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. |
Альбом для рисования; акварель (предпочтительнее акварель, поскольку лучше растворяется в воде и создает более мягкие переходы цвета); небольшие сосуды с красками разных цветов, салфетки | |
4.
(25.10.19) |
«Пестрый котенок»
техники пуантилизм, точечные мазки. |
Рассматривание картины художника «Кошка» Кима Хаскинса. | Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. | Гуашевые краски разных цветов, вода, салфетки, ватные палочки, клеенки. | |
Ноябрь | 5.
(01.11.19) |
«Волшебные снежинки». технику рисования – свечу и набрызг. | Беседы с детьми о зиме, наблюдения за снежинками,
чтение художественной литературы, рисование снежинок. Подготовить заготовки оконных рам из бумаги. |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: свеча и акварель, набрызг. Совершенствовать умение тонировать бумагу. Вызвать положительный эмоциональный отклик от результата деятельности.
Развивающие: Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, цветовое восприятие, композиционные умения Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изобразительной деятельности. |
Белые листы формат А 4, свечи, акварель, гуашь белая, кисти № 6, жесткие кисти, палочки, клей, стаканы с водой, салфетки, клеенки, вырезанные из бумаги снежинки. |
6.
(08.11.19) |
Чудесные превращения кляксы. (техника кляксография
выдувание капелек краски через соломинку и создание случайного эффекта цветовых переливов.) |
наблюдение на прогулке за облаками, беседа о том, на что они похожи.
(отрывок из «Истории про Мальчика, который хотел стать художником») Загадки о кляксе. |
Познакомить с нетрадиционной художественной
техникой кляксографии. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о осени. Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промачивать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях). Развивать воображение. |
Акварель, трубочка соломка, кисть, бумага, баночка для воды, салфетки.
|
|
7.
(15.11.19) |
«Осенний
лес» техника Акватипия (акватушь) |
Рассматривание картины «Поздняя осень» И. Бродского | Познакомить с техникой акватипия. Учить детей
отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по- разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам. |
Бумага, тушь, щёточки
зубные, блюдце, вода салфетки. |
|
8.
(22.11.19) |
«Мой любимый город»
Техника диатипия. |
Рассматривание иллюстраций, фото по теме, чтение художественной литературы. | Учить детей рисовать при помощи техники диатипии
(накладывание белого листа бумаги на покрашенную поверхность картона и рисование заостренной палочкой, наносить краску поролоном. Закреплять умение удачно располагать изображения своего дома на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники диатипия. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки. |
Белый лист бумаги, валик для первой краски; валик для второй краски; тампоны из поролона для мелких работ; кисти, вода, салфетки | |
9.
(29.11.19) |
«Платок
для мамы» техника ниткография |
Рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, | Познакомить детей с техникой рисования ниткографией.
Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным. |
Шерстяные нитки, альбомный лист, акварельные краски или гуашь, кисточки, по одному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук. | |
Декабрь | 10.
(06.12.19) |
«Снегири на ветках» техника рисования тычком сухой, жесткой кистью. | Знакомства с техникой сухой тычок из разного способа.
|
Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. | Гуашевые краски: красного, коричневого, черного цвета, альбомный лист, трафареты птиц в полете, сидит на ветке, простой карандаш, кисточка с жёсткой щетиной, подставки для карандашей и кисточек, стаканчики с водой, влажные салфетки. |
11.
(13.12.19) |
«Зимний пейзаж»
техники рисования с мыльными пузырями. |
Рассматривание картины «Зимний лес» Е. Коравлевой | Продолжать знакомить с техникой рисования мыльными
пузырями. Продолжать учить аккуратно пользоваться пузырями, недостающие детали дорисовывают по своему усмотрению |
Белые листы бумаги, ватные тампоны, мыльные пузыри, баночки с водой, цветные краски, мягкие кисточки. салфетки | |
12.
(20.12.19) |
«Варежка
Деда Мороза» техника рисование свечой или восковыми мелками.
|
Рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, | Продолжить знакомство с техникой рисования смятой
бумагой. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать представления о летнем пейзаже; учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги; придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение. |
Свеча или восковые карандаши.
Акварель или тушь, лист бумаги. широкая кисть или губка. |
|
Январь | 13.
(10.01.20) |
«Новогодняя ночь» техника граттаж | Рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, | Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить
знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество. |
Два листа бумаги
(один толстый белый картон он будет полотном для будущей работы, и один обычный для эскизного рисунка), карандаш; ручка, которая уже перестала писать; набор гуаши; кисточка; черная тушь или черная гуашь; свеча. |
14.
(17.01.20) |
«Сказочный зимний лес»
Техника оттиск капустного листа. |
Рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, | Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков). | Лист капусты, краски, вода, поролоновые тампоны, салфетки. | |
15.
(24.01.20) |
«Конфета
для друга» техника монотипия пятнография |
Рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, | Закрепить умение рисовать в технике «монотипия».
Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества. Создать условия для свободного творчества. |
Лист бумаги, краски и кисточки, гуашь, акварель, салфетки, баночка с водой
|
|
16.
(31.01.20) |
«Заснеженный дом» техника
пухлые краски |
Рассматривание картины «Зимний лес» Карла Розена | Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности. Развивать декораторские навыки. Развивать воображение, фантазию, творческие способности;
Поощрять детское творчество, инициативу. |
Шаблон готового дома, бумага голубого цвета, кисть, пена для бритья, красители и клей ПВА | |
Февраль | 17.
(07.02.20) |
«Следы
зверей на снегу» техника штампирова ния |
Рассматривание картины «Догоняшки» А. Цыганкова | Закрепить умение рисовать штампами. Учить детей
передавать силуэт следа животных; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа. |
Заготовленные шаблоны разных следов зверей и птиц краски вода салфетки. |
18.
(14.02.20) |
«Флаг
России» Волшебные опилки |
Рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, | Активизировать экспериментирования дошкольников, способствовать использование в качестве
изобразительного и декоративного материала всего того, что находится под рукой: песка, опилок, листьев и т. д. |
Опилки, бумага, клей, краски, вода, салфетки. | |
19.
(21.02.20) |
«Военные корабли» техника размытого рисунка, рисование по
сырой бумаге. |
Рассматривание картины «Символ» А. Лубянова | Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными
материалами. Учить изображать море и корабли в вдалеке, способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке туманного впечатления. Развивать творческое воображение. |
Бумага, шаблоны разных кораблей, акварельные краски, вода, салфетки, кисти, | |
20.
(28.02.20) |
«Мимоза» Рисование тычком | Рассматривание картины «Вестники весны» И. Саввинной | Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить
рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. |
Бумага, кисть с жестким ворсом, гуашевые краски, вода, салфетки. | |
Март | 21.
(06.03.20) |
«Весенний подснежник»
Техника мыльные пузыри и краски |
Рассматривание картины «Весна» И. Левитана | Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями;
Закрепить умения дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, творческие способности; Поощрять детское творчество, инициативу. |
Альбомные листы, трубочки для коктейля, восковые мелки, пастельные мелки, карандаши, фломастеры, разноцветный мыльный раствор в баночках, готовые работы по данной технике изображения. |
22.
(13.03.20) |
«Фантазийные композиции.
Рисование ладошками. |
Беседа о руках человека («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). | Познакомить детей с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов. Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие. | Белая бумага, гуашевые краски, кисти, баночки с водой, салфетки. | |
23.
(20.03.20) |
«Весеннее
небо» рисование по мокрому |
Понаблюдать за весенними проявлениями в природе, наблюдения за весенним небом, рассматривание репродукций с изображением весеннего неба, весенние пейзажи, чтение и разучивание стихов о весне. | Создать условия для свободного экспериментирования с
акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. |
Белые листы бумаги, акварельные краски, баночки с водой, губка, ватные тампоны, салфетки. | |
24.
(27.03.20) |
«Весенняя фантазия» техника рисования оттиск стеклом. | Рассматривание подборка иллюстраций по теме «Весенняя фантазия», чтение художественной литературы, | Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию, воображение. | Печатки из картофеля в форме маленьких крестиков, ромбиков, кругов и больших цветов; мисочки с вложенным тонким поролоном, пропитанным гуашью разных цветов; два круга, вырезанных из картона; гуашь, кисть, тряпочка. | |
Апрель | 25.
(03.04.20) |
«Праздничная верба»
Рисование пастелью |
Рассматривание картины «Верба» А. Алонцева | Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить рисовать вербу по затонированной бумаге пастелью. | Пастель белая, акварель, кисть, бумага, баночка для воды, салфетки |
26.
(10.04.20) |
«Космические дали» техника смешение краски | Рассматривание иллюстраций по теме «Космос». | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. | Готовые разведённые краски ПВА, гуашь разных цветов, соль картонные круги в форме планет. | |
27.
(17.04.20) |
«Соленое море» техника рисования с солью по сырой краске. | Рассматривание картины «Море» А. Куинжи | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. | Бумага, крупная соль, вода, краски, салфетки | |
28.
(24.04.20) |
«Тарелки» (Рисование оттисков печатками из картофеля) | Рассматривание картин И. Тарана Декоративная тарелка | Познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля; учить рисовать кисточкой круги, ориентируясь на образец; упражнять в комбинировании разных техник рисования. Воспитывать отзывчивость и доброту.
|
Печатки из картофеля в форме маленьких крестиков, ромбиков, кругов и больших цветов; мисочки с вложенным тонким поролоном, пропитанным гуашью разных цветов; два круга, вырезанных из картона; гуашь, кисть, тряпочка. | |
Май | 29.
(08.05.20) |
«Радуга дуга» объёмная пена | Рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, | Развивать воображение, фантазию, творческие способности. Прививать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. | Бумага голубого цвета, кисть, пена для бритья, красители и клей ПВА |
30.
(15.05.20) |
«Сирень»
Техника росписи по ткани холодный батик |
Рассматривание картины «Сирень» М. Врубеля | Закрепление умений и знаний детей в технике росписи тканей «холодный батик»; развивать умения, привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства, способствовать творческому подходу работе, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, развитие чувства композиции, овладение приёмами стилизации. | Подготовить ткань, пяльцы, крепёж для ткани.
Составить и выполнить эскиз рисунка на листе бумаги в цвете. Перевести рисунок на ткань резервом (контуром). |