автор: Артемьева Светлана Владимировна
Учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49 им. В.Ф. Маголина»
Урок по окружающему миру “Наш дом – Земля”
Класс: 3
Предмет: окружающий мир
Тема: Наш общий дом – Земля.
Цели: Формирование экологически – грамотного отношение детей к природе, развитие навыков экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни.
Задачи:
- Формировать знания об экологических проблемах
- Формировать гражданскую позицию «Земля – наш общий дом, а дом всегда нужно беречь и защищать».
- Воспитывать экологическую культуру, чувства бережного отношения к окружающей природе, чувства осознания своего единства с окружающим миром
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность, вовлекать детей в природоохранную деятельность.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
Умение
- ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
- аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- осознавать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;
- самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой, воздухом, почвой;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Предметные УУД
Умение
- в познавательной (интеллектуальной) сфере: о воде, воздухе, почве;
- в ценностно – ориентационной сфере: бережное отношение к воде, воздуху, почве;
- умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя: составлять цепочки загрязнений, работа с правилами по охране воды, воздуха, почвы;
Метапредметные
Познавательные УУД:
Умение
- отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт по теме;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;
- собирать информацию, обрабатывать и делать выводы на основе составления цепочек загрязнений;
- решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания;
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (определение «экология», )
Регулятивные УУД
Умение:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве на основе результатов решения практических задач, делать теоритические выводы об изучаемых природных объектах в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные УУД
Умение
- задавать вопросы;
- слушать не перебивая;
- выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой в соответствии с поставленными задачами;
- уметь договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, страницы
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
– Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь.
Я держу в ладошках солнце.
Я дарю его друзьям,
Улыбнитесь – это просто.
Лучик солнца – этот вам.
- Актуализация знаний, целеполагание.
Я вам прочту стихотворение, а вы попробуйте определить, о чем пойдет сегодня речь?
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Во время чтения демонстрируются слайды: чистое небо, льющаяся вода, родник, леса, животные и птицы.
– О какой планете идет речь в этом стихотворении? (о нашей планете Земля)
– Почему Землю называют нашим домом? (т.к. здесь есть все, что нужно для жизни вода, воздух, почва с ее несметными богатствами)
– Как вы считаете, какая тема урока? «Наш общий дом – Земля.».
(На доске появляется титульный лист).
(Слышен набатный колокольный звон. На экране появляется земной шар и закрывающие его картинки: изображения дыма труб завода, выжженных лесов, загрязнённых рек, свалок, рыб в реке с нефтью).
– Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль.
– Как вы думаете, о чем сейчас говорит нам этот звон колокола?
– Как вы думаете, люди должны знать о проблемах Земли?
– О чем нужно задуматься всем живущим на земле? (люди загрязняют воздух, воду, почву; люди разрушают нашу планету. Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить, а люди поступают плохо.)
– Как вы думаете, какие цели мы поставим на уроке? ( что является источником загрязнения, что плохого совершают люди, выяснить, как можно исправить плохие дела людей, плохая экология)
Вы правы, мы действительно будем говорить именно об этом.
Я предлагаю создать экологический альбом по этой теме.
Цель нашего урока создание экологического альбома, который поможет нам понять, почему возникают загрязнения и разбор правил борьбы по охране окружающей среды.
А тема урока станет обложкой нашего альбома.
III. Совместное открытие знаний. Работа по теме урока.
- Каждый год в России посвящается, какой – либо проблеме.
– Кто ответит на вопрос, чему посвящен 2017год? (Правильно этот год посвящен ЭКОЛОГИИ)
– Что такое экология?
На помощь нам придут словари, которые лежат у вас на столах. (У каждой группы на столе словарь, в котором они читают определение)
Но вначале повторим правила работы в группах.
Работа со словарями.
1 группа – толковый словарь С.И.Ожегова.
2 группа – Большой энциклопедический словарь
3 группа – Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
Каждая группа читает определение.
-Каждая группа работала с разными словарями.
-Как вы считаете, а ПОХОЖИ ли определения в этих словарях?
– Если да, то чем?
Действительно в переводе с греческого «экос» -дом, «логос»-наука.
Экология – наука о природном доме, о взаимосвязях живых организмов между собой и окружающей средой.
( на доске появляется первая страница книги).
– Экологией сейчас занимаются многие ученые во всем мире. Появилась даже новая профессия – ЭКОЛОГ.
Чем занимаются экологи? (выясняют причины загрязнения окружающей среды, работу фабрик и заводов и разрабатывают, как сохранить природу)
Теперь давайте поработаем в группах. Я предлагаю вам сегодня побыть в роли учёных экологов, и работать вы будете в специальной мини – лаборатории.
- Загрязнения движутся по цепочке. Эту цепь называют цепь загрязнения. Мы с вами попытаем проследить, как происходит загрязнение окружающей среды. Работать будем по алгоритму.
– Как вы думаете, что должно стоять в начале цепочки?
- Источники загрязнений.
– А дальше, что покажем?
- Как они загрязняют.
– Как вы считаете, а что расположим в конце цепочки?
- Что страдает от загрязнения.
Задание. Создание новых страниц книги. Постройте цепочки загрязнения. Расположите картинки в правильной последовательности.
Каждая группа будет работать по своему вопросу. Подготовьте защиту своих работ.
1 группа – Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)
Составит цепочку загрязнения воды.
2 группа- Через нос проходит в грудь.
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Составит цепочку загрязнения воздуха.
3 группа – Рыхлый слой и плодородный,
Не оставит всех голодным,
Лишь с посадкой поспешишь,
И работу совершишь.(почва)
Составит цепочку загрязнения почвы.
Возьмите синий конверт. Приступайте к выполнению задания
После выполнения задания. Каждая группа защищает свою работу.
Делает вывод
1 группа– Вывод: загрязнение воды ведет:
– исчезновению видов животных и растений и ставит под угрозу здоровье и жизнь человека.
2 группа – Вывод: загрязнение воздуха ведет:
– исчезновению видов животных и растений и ставит под угрозу здоровье и жизнь человека.
3 группа – Вывод: загрязнение почвы ведет:
– исчезновению видов животных и растений и ставит под угрозу здоровье и жизнь человека.
Страницы вывешиваются на доску.
Заполнены страницы. Вы правильно сделали выводы. Теперь давайте сравним эти три страницы.
– Что вы заметили? (они перекликаются, итог, вывод получился одинаковый)
– Как вы думаете, почему выводы каждой группы получились одинаковые? (потому что в природе все взаимосвязано)
Да в природе все взаимосвязано. Если нарушить что- то одно страдать будет и все остальное.
ФИЗМУНИТКА.
– Вы в игру сыграть готовы?
– Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.
Если я приду в лесок, И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок, И выброшу бумажку? (Плохо)
Если ветку подвяжу, Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю, И убрать забуду? (Плохо)
После пикника в лесу Мусор убираю? (Хорошо)
Я люблю свою природу, Я ей помогаю!
– Как вы считаете, кто виноват в том, что сложилась такая плохая экологическая ситуация? (человек)
- Человек сам виноват в сложившейся экологической ситуации. Ему и исправлять эти ошибки. И он исправляет. Уже созданы различные экологические службы и организации.
- Программа ООН (Организация Объединённых Наций) (ЮНЕП)
- ГРИНПИС
- Всемирный фонд дикой природы
- Всемирное общество защиты животных
- Global Nest
- Международный социально-экологический союз (МСоЭС)
- Международная экологическая организация “Беллона”
Такие организации есть в каждой страны и в нашей стране тоже.
- Всероссийское общество охраны природы(ВООП)
- Дружина охраны природы(ДОП)
- Центр экологической политики России (ЦЭПР)
- Российское экологическое движение “Зеленые”
- Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского
- Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)
- Общероссийская общественная организация “Зеленый патруль”
- Российский Зеленый крест.
Цель этих организаций привлечь внимание людей к проблемам окружающей среды, чтобы сохранить природу и защитить экологию планеты.
Были разработаны правила, по охране окружающей среды.
- Я предлагаю вам оформить следующие страницы нашего альбома, которые так и будут называться «Береги …»
1 группа – Береги воду.
2 группа – Береги воздух.
3 группа – Береги почву.
Возьмите желтые конверты. Выберите из предложенных правил те, которые подходят для вашей страницы (правила разрезаны и перемешаны). Посоветуйтесь и наклейте их на страницу. Подумайте, кто будет выступать.
Самостоятельная работа. Обсуждение в группах.
Защита работ.
Правила в конвертах. ( В каждом конверте по 7 правил: 5 правил верных, а 2 не верных).
1 группа. Береги воду.
- Закрывайте краны. Берегите и экономьте воду.
- Нельзя мыть машины около водоемов
- Не бросать мусор в водоемы и по их берегам!
- Создание предприятий, у которых нет сточных вод
- Посадка и охрана растений по берегам водоемов
- Правильно распахивать землю на склонах
- Не сжигать мусор, вывозить его в специально отведенные места.
2 группа. Береги воздух.
- Установка фильтров, которые улавливают пыль, сажу и ядовитые газы в трубах
- В городах и вокруг сажать больше деревьев и кустарников
- Создание электромобилей
- Не сжигать мусор, вывозить его в специально отведенные места.
- Не использовать аэрозольные баллончики
- Закрывайте краны. Берегите и экономьте воду.
- Правильно распахивать землю на склонах
3 группа. Береги почву.
- Правильно распахивать землю на склонах
- Зимой проводить снегозадержание
- Нельзя использовать много удобрений.
- Не засорять почву мусором
- Сажать лесные полосы
- Закрывайте краны. Берегите и экономьте воду.
- Не бросать мусор в водоемы.
Мы составили альбом, в которой рассказали об экологии. Прописали цепочки загрязнения окружающей среды. Составили правила охраны воды, воздуха и почвы.
Но есть такое понятие как экология в быту – вклад каждого человека в защиту окружающей среды.
Осталась последняя страница. Посмотрите, что написано на ней. В центре изображено слово Я.
Наш урок начинался с солнца. Я предлагаю солнцем его и закончить. Только солнышко у нас будем экологическим.
На столах у вас находятся ладошки. Мне бы очень хотелось, чтобы вы написали на них, а что вы можете сделать для охраны окружающей среды уже сегодня.
Коллективная работа. Дети записывают на листках, Я могу ….
Затем приклеивают листочки вокруг слова Я.
- Итог урока.
Подведем итог. Вспомните, какую цель мы ставили сегодня на урок. Достигли ли мы этой цели?
Уважаемые экологи, подходит к концу наш урок. Посмотрите, какая книга у нас получилась.
–Где вы можете использовать эту книгу? (на уроках, классных часах и т.д.)
- Рефлексия.
На стенах вы видите таблички. Подумайте, подойдите к ним. Объясните свой выбор.
– Я узнал…
– Я понял…
– Я расскажу дома…
– Мне было трудно …
– Мне было интересно…
-Мне интересно было с вами работать, наблюдать, как вы из простого ученика превратились в юных экологов, у которых есть знания и навыки по охране окружающей среды.
И что бы вы, не забывали правила экологической охраны окружающий среды, я для вас приготовила буклеты по правилам экологической безопасности.
Мои пожелания вам: жить в прекрасной стране, беречь родную природу , а природа ответит вам своей заботой.
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Спасибо за работу, урок окончен.