Урок по окружающему миру “Наш дом – Земля”

автор: Артемьева Светлана Владимировна

Учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49 им. В.Ф. Маголина»

Урок по окружающему миру “Наш дом – Земля”

Класс: 3

Предмет: окружающий мир

Тема: Наш общий дом – Земля.

Цели: Формирование экологически – грамотного отношение детей к природе, развитие навыков экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни.

Задачи:

  1. Формировать знания об экологических проблемах
  2. Формировать гражданскую позицию «Земля – наш общий дом, а дом всегда нужно беречь и защищать».
  3. Воспитывать экологическую культуру, чувства бережного отношения к окружающей природе, чувства осознания своего единства с окружающим миром
  4. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность, вовлекать детей в природоохранную деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

   Умение

  • ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
  • аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • осознавать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;
  • самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой, воздухом, почвой;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Предметные УУД

  Умение

  • в познавательной (интеллектуальной) сфере: о воде, воздухе, почве;
  • в ценностно – ориентационной сфере: бережное отношение к воде, воздуху, почве;
  • умение выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя: составлять цепочки загрязнений, работа с правилами по охране воды, воздуха, почвы;

Метапредметные

 Познавательные УУД:

Умение

  • отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт по теме;
  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;
  • собирать информацию, обрабатывать и делать выводы на основе составления цепочек загрязнений;
  • решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания;
  • устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (определение «экология», )

Регулятивные УУД

   Умение:

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
  • принимать роль в учебном сотрудничестве на основе результатов решения практических задач, делать теоритические выводы об изучаемых природных объектах в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные УУД

Умение

  • задавать вопросы;
  • слушать не перебивая;
  • выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой в соответствии с поставленными задачами;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки, страницы

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

– Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь.

Я держу в ладошках солнце.

Я дарю его друзьям,

Улыбнитесь – это просто.

Лучик солнца – этот вам.

  1. Актуализация знаний, целеполагание.

Я вам прочту  стихотворение, а вы попробуйте определить, о чем пойдет сегодня речь?

          Есть одна планета – сад

                                           В этом космосе холодном,

                                           Только здесь леса шумят

                                           Птиц скликая перелетных,

                                           Лишь на ней одной цветут

                                           Ландыши в траве зеленой

                                           И стрекозы только тут

                                           В речку смотрят удивленно.

Во время чтения демонстрируются слайды: чистое небо, льющаяся вода, родник, леса, животные и птицы.

– О какой планете идет речь в этом стихотворении? (о нашей планете Земля)

Почему Землю называют нашим домом?  (т.к. здесь есть все, что нужно для жизни вода, воздух, почва  с ее несметными богатствами)

Как вы считаете, какая тема урока? «Наш общий дом – Земля.».

         (На доске появляется титульный лист).

(Слышен набатный колокольный звон. На экране появляется земной шар и закрывающие его картинки: изображения дыма труб завода, выжженных лесов, загрязнённых рек, свалок, рыб в реке с нефтью).

– Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль.

Как вы думаете, о чем сейчас говорит нам этот звон колокола?

– Как вы думаете, люди должны знать о проблемах Земли?

– О чем нужно задуматься всем живущим на земле? (люди загрязняют воздух, воду, почву; люди разрушают нашу планету.  Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить, а люди поступают плохо.)

 

–  Как вы думаете, какие цели мы поставим на уроке? ( что является источником загрязнения, что плохого совершают люди, выяснить, как можно исправить плохие дела людей, плохая экология)

Вы правы, мы действительно будем говорить именно об этом.

Я предлагаю создать экологический альбом по этой теме.

Цель нашего урока создание экологического альбома, который поможет нам понять, почему возникают  загрязнения и разбор правил борьбы по охране окружающей среды.

А тема урока станет обложкой нашего альбома.

III. Совместное открытие знаний. Работа по теме урока.

  1. Каждый год в России посвящается, какой – либо проблеме.

Кто ответит на вопрос, чему посвящен 2017год? (Правильно этот год посвящен ЭКОЛОГИИ)

Что такое экология?

На помощь нам придут словари, которые лежат у вас на столах. (У каждой группы на столе словарь, в котором они читают определение)

Но вначале повторим правила работы в группах.

Работа со словарями.

1 группа – толковый словарь С.И.Ожегова.

2 группа – Большой энциклопедический словарь

3 группа –  Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»

Каждая группа читает определение.

-Каждая группа работала с разными словарями.

-Как вы считаете, а ПОХОЖИ ли определения в этих словарях?

Если да, то чем?

Действительно в переводе с греческого «экос» -дом, «логос»-наука.

  Экология  – наука о природном доме, о взаимосвязях  живых организмов между собой и окружающей средой.

( на доске появляется первая страница книги).

– Экологией сейчас занимаются многие ученые во всем мире. Появилась даже новая профессия – ЭКОЛОГ.  

Чем занимаются экологи? (выясняют причины загрязнения окружающей среды, работу фабрик и заводов и разрабатывают, как сохранить  природу)

 Теперь давайте поработаем в группах. Я предлагаю вам сегодня побыть в роли учёных экологов, и работать вы будете в специальной мини – лаборатории.

  1.  Загрязнения движутся по цепочке. Эту цепь  называют цепь загрязнения. Мы с вами попытаем проследить, как происходит загрязнение окружающей среды. Работать будем по алгоритму.

Как вы думаете, что должно стоять в начале цепочки?

  • Источники загрязнений.

– А дальше, что покажем?

  • Как они загрязняют.

– Как вы считаете, а что расположим в конце цепочки?

  • Что страдает от загрязнения.

Задание.  Создание новых страниц книги. Постройте   цепочки загрязнения. Расположите  картинки в правильной  последовательности.

Каждая группа будет работать по своему вопросу.  Подготовьте защиту своих работ.

1 группа – Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)

Составит цепочку загрязнения воды.

2 группа- Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.
 Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)

Составит цепочку загрязнения воздуха.

3 группа Рыхлый слой и плодородный,
Не оставит всех голодным,
Лишь с посадкой поспешишь,
И работу совершишь.(почва)

Составит цепочку загрязнения почвы.

Возьмите синий конверт. Приступайте к выполнению задания

После выполнения задания. Каждая группа защищает свою работу.

Делает вывод

1 группаВывод: загрязнение воды ведет:

– исчезновению видов животных и растений и ставит под угрозу здоровье и жизнь человека.

2 группаВывод: загрязнение воздуха ведет:

– исчезновению видов животных и растений и ставит под угрозу здоровье и жизнь человека.

3 группаВывод: загрязнение почвы ведет:

– исчезновению видов животных и растений и ставит под угрозу здоровье и жизнь человека.

Страницы вывешиваются на доску.

Заполнены  страницы. Вы правильно сделали выводы.  Теперь давайте сравним эти три страницы.  

– Что  вы заметили? (они перекликаются, итог, вывод получился одинаковый)

– Как вы думаете, почему выводы каждой группы получились одинаковые? (потому что в природе все взаимосвязано)

Да в природе все взаимосвязано. Если нарушить что- то одно страдать будет и все остальное.

ФИЗМУНИТКА.

– Вы в игру сыграть готовы?

– Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.

Если я приду в лесок,     И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок,   И выброшу бумажку? (Плохо)
Если ветку подвяжу,     Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю,     И убрать забуду? (Плохо)
После пикника в лесу    Мусор убираю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,   Я ей помогаю!

 

– Как вы считаете, кто виноват в том, что сложилась такая плохая экологическая ситуация? (человек)

  1.  Человек сам виноват в сложившейся экологической ситуации. Ему и исправлять эти ошибки. И он исправляет. Уже созданы различные экологические службы и организации.
  2. Программа ООН (Организация Объединённых Наций) (ЮНЕП)
  3. ГРИНПИС
  4. Всемирный фонд дикой природы
  5.  Всемирное общество защиты животных
  6. Global Nest
  7. Международный социально-экологический союз (МСоЭС)
  8. Международная экологическая организация “Беллона”

Такие организации есть в каждой страны и  в нашей стране тоже.

  1. Всероссийское общество охраны природы(ВООП)
  2. Дружина охраны природы(ДОП)
  3. Центр экологической политики России (ЦЭПР)
  4. Российское экологическое движение “Зеленые”
  5. Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского
  6. Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)
  7. Общероссийская общественная организация “Зеленый патруль”
  8. Российский Зеленый крест.

Цель этих организаций привлечь внимание людей к проблемам окружающей среды, чтобы сохранить природу и защитить  экологию планеты.

Были разработаны правила, по охране окружающей среды.

  1. Я предлагаю вам оформить следующие страницы нашего альбома, которые так и будут называться «Береги …»

1 группа – Береги воду.

2 группа – Береги воздух.

3 группа – Береги почву.

Возьмите желтые конверты. Выберите из предложенных правил те, которые подходят для вашей страницы (правила разрезаны и перемешаны).  Посоветуйтесь и наклейте их на страницу. Подумайте, кто будет выступать.

Самостоятельная работа. Обсуждение в группах.

Защита работ.

Правила в конвертах. ( В каждом конверте по 7 правил: 5 правил верных, а 2 не верных).

1 группа. Береги  воду.

  • Закрывайте краны. Берегите и экономьте воду.
  • Нельзя мыть машины около водоемов
  • Не бросать мусор в водоемы и по их берегам!
  • Создание предприятий, у которых нет сточных вод
  • Посадка и охрана растений по берегам водоемов
  • Правильно распахивать землю на склонах
  • Не сжигать мусор, вывозить его в специально отведенные места.

 

2 группа. Береги  воздух.

  • Установка фильтров, которые улавливают пыль, сажу и ядовитые газы в трубах
  • В городах и вокруг сажать больше деревьев и кустарников
  • Создание электромобилей
  • Не сжигать мусор, вывозить его в специально отведенные места.
  • Не использовать аэрозольные баллончики
  • Закрывайте краны. Берегите и экономьте воду.
  • Правильно распахивать землю на склонах

 

3 группа. Береги  почву.

  • Правильно распахивать землю на склонах
  • Зимой проводить снегозадержание
  • Нельзя использовать много удобрений.
  • Не засорять почву мусором
  • Сажать лесные полосы
  • Закрывайте краны. Берегите и экономьте воду.
  • Не бросать мусор в водоемы.

 

Мы составили альбом, в которой рассказали об экологии. Прописали цепочки загрязнения окружающей среды. Составили правила охраны воды, воздуха и почвы.

Но есть такое понятие как экология в быту – вклад каждого человека в защиту окружающей среды.

Осталась последняя страница. Посмотрите, что написано на ней.   В центре изображено слово Я.

Наш урок начинался с солнца. Я предлагаю солнцем его и закончить. Только солнышко у нас будем экологическим.

На столах у вас находятся ладошки. Мне бы очень хотелось, чтобы вы написали на них, а что вы можете сделать для охраны окружающей среды уже сегодня.

Коллективная работа. Дети записывают на листках, Я могу ….

 Затем приклеивают листочки вокруг слова Я.

  1. Итог урока.

Подведем итог. Вспомните, какую цель мы ставили сегодня на урок. Достигли ли мы  этой цели?

Уважаемые экологи, подходит к концу наш урок. Посмотрите, какая книга у нас получилась.

Где вы можете использовать эту книгу? (на уроках, классных часах и т.д.)

  1. Рефлексия.

На стенах вы видите таблички. Подумайте, подойдите к ним. Объясните свой выбор.

– Я узнал…

– Я понял…

– Я расскажу дома…

– Мне было трудно …

– Мне было интересно…

 

-Мне интересно было с вами работать, наблюдать, как вы из простого ученика превратились в юных экологов, у которых есть знания и навыки по охране окружающей среды.

 И что бы вы,  не забывали правила экологической охраны окружающий среды,  я для вас приготовила буклеты по правилам экологической безопасности.

Мои пожелания вам: жить в прекрасной стране, беречь родную природу , а природа ответит вам своей заботой.

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

 

Спасибо за работу,  урок окончен.