автор: Артемьева Галина Анатольевна
Учитель
Екатеринбург МАОУ-гимназия №13
Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия: Родину защищать»
Сценарий творческого литературного проекта
«Есть такая профессия: родину защищать»
Разработала: Артемьева Галина Анатольевна с участием коллектива 8А класса
Учитель русского языка и литературы МАОУ – гимназии №13 г. Екатеринбурга
Цели:
- Патриотическое воспитание учащихся через художественную литературу;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Формирование опыта создания коллективной творческой работы.
- Расширение читательского кругозора.
Оформление: презентация выступления учащихся; программа Проекта
Форма проведения: школьный фестиваль сценического воплощения классической и современной литературы.
Место проведения: актовый зал
Участники: уч-ся 8- классов
Есть такая профессия – родину защищать»
Фрагмент повести «Офицеры» Б. Васильева
Свет в зрительном зале выключен, сцена освещена, на экране кадр из фильма «Офицеры», звучит песня «Вечный огонь» на слова Е. Аграновича, Музыку Р.Хозака.
На сцену выходят молодой солдат в красных шароварах и девушка в платье, шляпке. В руках чемодан, узлы .Вдруг раздаются выстрелы, стремительно выбегает военный, командир.
Командир: – Пулеметом владеете?
Алексей: – Владею… Награжден красными революционными шароварами…
К.: – Возьмете пулемет, установите на вышке.
А: – Есть!
(Алексей убегает. Комэск поворачивается к Любочке):
К.: – А вы…
(Командир вдруг замолк на полуслове, и Любочка со страхом ждала, что он еще скажет. А комэск молча взял чемодан, обе корзины и перенес их в тень.)
– Пожалуйста, старайтесь как можно меньше бывать на солнце. Здесь оно беспощадно, мадам.
(Щелкнул шпорами, резко, по-офицерски, кивнул, точно говоря непрозвучавшее, но такое для нее знакомое «Честь имею», и ушел).
(Алексей вышел с пулеметом. Молча проверил прицел, просмотрел пулеметные ленты.Командир, поймав веселый взгляд Алексея, усмехнулся):
К,: – Какого года?
А.: – Второго, товарищ командир.
К.:– Значит, сразу – на курсы?
А. – Так комсомол приказал.
К. :– А жениться вам тоже комсомол приказал?
А.: – Это мой личный вопрос (нахмурился Алексей.)
К.: – Ваш личный? Ошибаетесь, взводный. Женитьба – дело чести вашей, а не вопроса.
(Алексей растерялся настолько, что, поморгав, совсем не по-уставному протянул):
– Чего-о?..
К.: – Когда вы просите женщину вручить вам руку и сердце, вы внутренне даете самому себе слово чести, что всю жизнь будете служить ей щитом и опорой. Что в любых несчастьях, болезнях, горестях вы не покинете ее и никогда не предадите. Никогда.
А.: – Ну это – само собой
.К.: – На всю жизнь – слово чести, взводный. А жизнь может оказаться длинной. Даже при нашей с вами профессии.
А.: – Какая же это профессия? Военный – это никакая не профессия. Это просто служба такая.
К.: – И долго же вы просто служить собираетесь?
А.: – До победы мировой революции.
К.: – А потом?
А.: – Когда – потом?
К.: – После победы мировой революции?
А.: – После победы? После победы я учительствовать пойду. Вот учитель – это настоящая профессия, товарищ командир эскадрона.
К.: – А я, представьте себе, всю жизнь гордился своим делом. И отец мой им гордился, и дед. Другие знатностью гордились или богатством, а мы – профессией.
А.:– Что же это за профессия такая?
К.: – Родину защищать. Есть такая профессия, взводный: защищать свою родину.
Актеры уходят, звучит музыка, на сцене чтецы.
Читают стихотворение Е.Нефедова «Время героев»
1-й чтец.
Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
2-й чтец.
Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?
3-й чтец
Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни —
Радость работы на мирной, счастливой земле.
Стихотворение «Живем мы посреди большой России» А. Дистервег
4-й чтец
Живем мы посреди большой России,
Средь городов, лесов, озер, полей,
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить —
И нам порой так нужно оглянуться…
1-й ведущий.
Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое “оживет” перед вашими глазами.
СтихотворениеБлока «Скифы»
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
Вот — срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Ведущий 2.
Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые, душевные, талантливые.
Танец девочек-гимнасток
1-й ведущий.
Однако предки наши умели и землю свою от врагов защищать, а их-то у нашего народа было немало.
Гоголь «Тарас Бульба» Речь о товариществе (Монолог Т. Бульбы в сокращении, читает ученик)
Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породнится родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет , братцы, так любить, как русская душа, никто не может!
Ведущий 2.
Перевернем еще одну страницу нашей Российской истории. Год 1812… К этому времени Россия стала уже могущественным государством.
1-й ведущий.
12 июня 1812 года император Франции Наполеон во главе своей 600-тысячной армии напал на Россию. Началась Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба…
Стихотворение Цветаевой «Генералам двенадцатого года»
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
=====
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
1-й ведущий.
От войны 1812 года до Великой Отечественной войны 1941—1945 годов страна наша пережила много всяких испытаний. Это были годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных людей неожиданно.
Стихотворение Ю.Друниной «В канун войны»
Брест в сорок первом.
Ночь в разгаре лета.
На сцене — самодеятельный хор.
Потом: «Джульетта, о моя Джульетта!» —
Вздымает руки молодой майор.Да, репетиции сегодня затянулись,
Но не беда: ведь завтра выходной.
Спешат домой вдоль сладко спящих улиц
Майор Ромео с девочкой-женой.Она и впрямь похожа на Джульетту
И, как Джульетта, страстно влюблена… Брест в сорок первом.
Ночь в разгаре лета.
И тишина, такая тишина! Летят последние минуты мира!
Проходит час, потом пройдет другой,
И мрачная трагедия Шекспира
Покажется забавною игрой…
Стихотворение Николая Ушакова «Завтра рощ испугаются птицы»
Завтра рощ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса…
Это все только завтра случится,
Через 24 часа…
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки…
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось…
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
1-й ведущий.
. Запричитала, застонала вся земля наша.. Заголосила раненая Родина.
Ведущий 2. И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери. Шли на фронт от мала до велика. Шли вчерашние школьники, мальчишки и девчонки…
Борис Васильев «А зори здесь тихие» инсценировка
На сцену выбегают Рита Осянина и Васков.
Осянина: – Товарищ комендант! Товарищ старшина!..
Васков: – Что?
О. – Немцы в лесу!
В. – Так… . – Откуда известно?
О. – Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках…
Нет, вроде не врет. Глаза испуганные.
В. – Команду – в ружье: боевая тревога! Кирьянову ко мне. Бегом!
Бросились в разные стороны: Рита выполнять приказ, а Васков – к телефону. Только бы связь была!..
В. – «Сосна»! «Сосна»!.. Ах ты, мать честная!.. Либо спят, либо опять поломка… «Сосна»! «Сосна»!..
– Семнадцатый говорит. Давай Третьего. Срочно давай, чепэ! Товарищ Третий. Немцы в лесу возле расположения. Обнаружены сегодня в количестве двух…
Кирьянова вошла..
В. – Я тревогу объявил, товарищ Третий. Думаю лес прочесать. Думаю, надо ловить, товарищ Третий. Пока далеко не ушли.
Затем трубку взяла Кирьянова. Говорила коротко: сказала два раза «слушаю» да пять раз поддакнула. Положила трубку, дала отбой.
К. – Приказано выделить в ваше распоряжение пять человек.
В. – Ты мне ту давай, которая видела.
К. – Осянина пойдет старшей.
В. – Ну, так. Стройте людей.
К. – Построены, товарищ старшина.
Васков , оглядывая строй (про себя) :Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, у другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами.
В. – Вольно…Боец Осянина, кого возьмем против немецких разведчиков?
О. – Женя, Галя, Лиза…
Сморщился старшина:
В. – Погодите, Осянина! Немцев идем ловить, не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли.
О. – Умеют.
Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:
В. – Да, вот еще. Может, кто немецкий знает?
Г. – Я знаю.
Писклявый такой голосишко, прямо из строя. Федот Евграфыч вконец расстроился:
В. – Что – я? Что такое – я? Докладывать надо!
Г. – Боец Гурвич.
В. – Как по-ихнему – руки вверх?
Г. – Хенде хох.
В. – Точно, – махнул рукой старшина. – Ну, давай, Гурвич.
Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.
В. – Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов… по пять обойм, подзаправиться… Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть – одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать, не курить и не разговаривать. Если дорога попадется, как надо действовать?
К– Знаем, – сказала рыжая. – Одна – справа, другая – слева.
В– Скрытно, – уточнил старшина. Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?
Г.– Я умею, – робко сказала Гурвич. – По-ослиному. И-а! И-а!
В.– Ослы здесь не водятся, – с неудовольствием заметил старшина. – Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.
Старшина крякнул, девушки рассмеялись. Чего им вдруг весело стало, Васков не понял, но и сам улыбки не сдержал.
– Так утица утят собирает, – пояснил он. – Ну-ка, попробуйте.
– Готовы?
– Готовы, – сказала Рита.
– Головной дозор, шагом марш!
Двинулись. Впереди – Осянина с Лизой., за ними Соня Гурвич, Васков пошел следом. Последними шли Комелькова и Галя Четвертак.
На экране кадры из фильма https://vk.com/video-221775708_456240154
Стихотворение Ю. Друниной «Зинка ( читают 2 ученицы)
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
Ведущий 1 Война оборвала жизнь совсем еще юных девушек. А ведь каждая из них должна была стать матерью и ли уже была ею, как, например, Рита Осянина.
Ведущий 2 Война – это страшное горе для матерей
Стихотворение Дементьев «Баллада о матери»
1-й ведущий
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.
2-й ведущий
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино — и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;
1-й ведущий
— Алексей! Алёшенька! Сынок! —
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась — вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
— Алексей! — кричали земляки.
— Алексей! — просили, — добеги!..
2-й ведущий
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
— Алексей! Алёшенька! Сынок! —
Словно сын её услышать мог…
Дома всё ей чудилось кино…
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
Песня «Ты же выжил, солдат»
На сцену выходит ученик, исполняет песню «Ты же выжил, солдат» на слова М. Агашиной, музыку В.М. Мигули.
После сольного 1-го куплета, выходят на сцену все участники композиции, заканчивают исполнение песни хором.