автор: Арсланова Разина Мубаракшовна
Учитель английского языка МБОУ СОШ № 9
Проектный урок “My favourite Food. A party hat”
Проектный урок по теме: “My favourite food. A party hat”.
Вводные замечания: Урок проводится во 2 классе по УМК «Английский в фокусе» (авторы: Н.И. Быкова, Дж. Дули и др.) в рамках требований ФГОС с применением проектной технологии. На уроке применяются также групповые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии и технологии коммуникативного обучения. Урок насыщен разнообразными по содержанию заданиями: разгадывание загадок, исправление ошибок в письмах Ларри и Лулу, говорение, чтение и написание мини-сочинения и изготовления шляпы для праздника.
Цель урока: Формирование языковых компетенций через использование разных видов речевой и практической деятельности (изготовление шляпы для праздника из бумажной тарелки).
Задачи урока:
Практические:
– мотивировать формирование навыков УУД в развитии умений решения коммуникативной задачи;
Образовательные:
– активизировать и совершенствовать активную и пассивную лексику обучающихся;
– способствовать развитию навыков письма, чтения и говорения
Воспитательные:
– развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
– активизировать познавательную инициативу обучающихся;
– способствовать формированию уважительного отношения к мнению других;
Развивающие:
– способствовать развитию памяти, мышления и воображения обучающихся
– содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
– формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);
– развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.
Тип урока: урок комплексного применения знаний с использованием проектной технологии
УУД:
Личностные:
– формирование познавательных мотивов обучающихся;
Регулятивные:
– владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.
Коммуникативные:
– продуктивное взаимодействие обучающихся в решении поставленной задачи;
Познавательные:
– умение работать с текстом, строить речевое высказывание, действовать по образцу;
– умение анализировать;
Форма урока: урок познания теории и решения практических задач. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы.
Оборудование: презентация к уроку в Power Point, письма от Лулу и Ларри; необходимые материалы для изготовления праздничной шляпы: цветные карандаши (маркеры, фломастеры), бумажные тарелки (расчерчены дома для вырезания), ножницы, клей-карандаш, заготовки цветов (выполнены дома), магниты; картинки с изображением тарелки, продуктов питания; CD для работы в классе;
- Проектирование урока
Этап урока | Проектирование содержание деятельности учителя и форм содержания деятельности учеников | Планируе-мое время и необходи-мый инструмен-тарий | Возникшие в ходе урока изменения плана урока и обоснование –почему это произошло | Как можно было бы сделать по-другому для повышения продуктивности для учеников | Как использовалась, менялась предметно-пространственная среда класса, изменялась расстановка, использовались материалы среды класса и др. |
1.Организа-ционный момент | Учитель приветствует учащихся:
– Good morning, children! Ученики встают и отвечают стихотворением: – Good morning, good morning, Good morning to you, Good morning dear teacher, We are glad to see you! – |
1-2 мин. | После приветствия ученики сразу выражают желание заниматься изготовлением праздничной шляпы, но учитель объявляет, что шляпу они будут делать во второй половине урока | Объявить детям о том, что шляпой будут заниматься после выполнения нескольких заданий до приветствия. | Учитель просит отложить на край стола подготовленный для проектной работы материал. |
2.Фонетичес-кая разминка | –Let’s remember our tongue-
twister! I scream, you scream, We all scream for ice cream. |
2-3мин.
Картинка с текстом скороговорки |
Есть дети, которые проговаривают скороговорки не активно, поэтому учитель поясняет, что проговаривание скороговорок формирует у них произносительные навыки | Так как с этой скороговоркой ученики познакомились на прошлом уроке, то можно было бы показать мульт-
фильм с песенкой, которую они могли бы спеть с караоке. |
Учитель использует демонстрационный материал (картинку с текстом) для проговаривания скороговорки |
3. Актуализа-ция
знаний |
– Now open your work books, page twenty-nine, please!
При этом учитель открывает свою рабочую тетрадь и показывает на цифру 29.– Tell each other what you like and what you don’t like. Учитель проверяет упражнение 3 и 4. – I like bananas. Yummy! –I don’t like chips. |
2-3 мин.
Рабочая тетрадь, доска |
В процессе проверки домашнего задания выясняется, что кто-то забыл сделать домашнее задание или не принес рабочую тетрадь. Учитель делает соответствующие записи в дневниках. | Записи в дневниках делать на перемене, чтобы не терять на это время на уроке. | Учитель записывает цифру 29 на доске в момент
проговаривания задания. |
4. Постанов-ка целей урока | – Сегодня вы напишите мини-сочинение о своей любимой еде. Сегодня мы будем разгадывать загадки, повторим множественное число имени существительного. После этого мы будем делать бумажную шляпу для праздника. | 1 мин.
Картинки с изображением тарелки и продуктов. |
Некоторые ученики отвлекаются и начинают заниматься шля-
пой – это обьясняется тем, что у детей в этом возрасте не достаточно сформировано чувс- во терпения. |
Сначала спросить у детей, что они будут делать на уроке, на что они ответят: шляпу. | На доску учитель прикрепляет картинку с тарелкой (рядом пишет слово “plate”, которое встретится им еще раз во время выполнения проектной работы) и рядом – несколько картинок с продуктами питания. |
5. Закрепление
лексического мате риала |
1).– Now, please, listen to me. What is my (демонстрирует жестом) favourite food? Вы поняли вопрос? Пожалуйста, переведите.
Ученики переводят вопрос – Какая моя любимая еда? Чтоб ответить на этот вопрос нужно сказать Your favourite food is bananas. Ученики хором проговаривают это предложение. – Now, look at the blackboard. Show me, what I like. What is my favourite food? (вызывать детей к доске по одному, 6 человек) Остальные ученики проговаривают хором ответ. 2).– А сейчас послушайте загадки и вы узнаете ответ на этот вопрос. _Знают дети, обезьяна любит фрукт, что звать…(banana) Запах чудесный, нельзя ошибиться, это ж друзья, итальянская ….(pizza) _Скорлупа бела, как снег, нам снесла наседка …(egg) _Всех фотографов каприз, нам сказать всем слово…(cheese) _От жары сейчас сгорим, ох, подайте нам…(ice-cream) _Ростом я своим горжусь, с детства пью томатный …(juice). |
5мин.
Картинки, магниты; презентация |
Очень часто дети забывают приносить на урок свои простые тетради. «Для упорной детской забывчивости существуют две типичные причины. Первая причина – неорганизован-
ность. Вторая – протест. Они могут переплетаться. Но обе связаны с конкретными педагогическими упущениями родителей, а не со спецификой памяти школьника». (Сергей Каменский) Учитель дает им листочек, напоминая, чтобы этот лист они дома вложили и прикрепили в свои тетради. |
Можно было бы раздать детям картинки из Банка ресурсов к УМК, чтобы они проговорили эти структуры в парах, показывая друг другу картинки. | Учитель пишет на доске дату и предложение:
Your favourite food is bananas. Опираясь на эту запись ученики выходят к доске и передвигают картинки с продуктами в тарелку с помощью магнитов проговаривая при этом фразу Your favourite food is …”. Учитель включает презентацию с загадками, картинками. Во время отгадывания загадок-договорок учитель подсказывает ответ картинками, демонстрируя ихне сразу, а чуть подождав ответ. |
6. Работа по теме – написание мини-сочинения | – Open your books at page fifty-six.
Затем указывает на картинку и задает вопрос: – What is this? Дети отвечают: – a burger and chips Затем учитель читает текст. Дети повторяют хором и индивидуально. После этого учитель показывает 2 письма. – Я получили письма от Лулу и Ларри. Они пишут о своей любимой еде. Но некоторые слова написаны совершенно неправильно. Прочитайте письма, подумайте и исправьте слова с ошибками. Учитель делит детей на две группы, первая получает письмо от Лулу с рисунком, на котором изображены шоколад и бананы. My favourite food is hcacoloet and sbnaansa. Yummy! Вторая группа получает письмо от Ларри с рисунком на котором изображены мороженое и бутерброды. My favourite food is iec ceamr and senadiwch. Yummy! Ученики выполняют задания в группах, а затем читают письма вслух. – А сейчас напишите про свою любимую еду. |
5-7 мин.
Учебник Картинки с изображением тарелки и продуктов. Письма Ларри и Лулу |
Дети начинают спорить, кто главный, кто будет писать, –это объясняется тем, что дети хорошо знают материал, и каждому хочется показать свои знания. В этом случае учитель должен сразу распределить роли в группах. | Можно было бы включить в презентацию слайд для проверки правильности написания писем Ларри и Лулу. | Учитель пишет на доске цифру 56. При этом учитель открывает свой учебник и показывает на страницу 56.
Во время групповой работы ученики могут передвигаться по классу, пересаживаться по группам. Учитель распределяет роли. После выполнения задания в группе дети пересаживаются на свои места и выполняют задания в тетрадях самостоятельно, при необходимости обращаясь за помощью к учителю. Он проверяет письменные работы в процессе их выполнения. |
7. Инструктаж выполнения домашнего задания | Учитель дает задание детям
переписать их рассказ на отдельный лист бумаги и сделать соответствующий рисунок. |
1-2 мин.
доска |
Часто ученики забывают дневник в классе. Забывчивость объясняется двумя вышеуказанными причинами. В таком случае они записывают домашнее задание в тетрадь | Можно было бы включить в презентацию слайд с домашним заданием. | Учитель записывает домашнее задание на доске, а ученики – в тетради |
8. Динамичес-кая пауза | – Let’s have a break and do exercises. Stand up!
Two little feed go tap, tap, tap. Two little hands go clap, clap, clap. Two little hands go thump, thump, thump. Two little feet go jump, jump, jump. |
1-2 мин. | Часто во время физкультминуток дети начинают слишком активно двигаться: слишком громко топают, хлопают,
прыгают, – это объясняется тем, что дети устают и радуются возможности подвигаться. |
Так как физкультминутку под эту рифмовку дети делают уже не в первый раз, то можно было бы вызвать желающего провести ее вместо учителя, (учитель/дети подсказывают по мере необходимости) | Учитель громко произносит рифмовку и показывает движения под нее.
Дети встают, выполняют движения, проговаривая рифмовку. |
9. Выполнение проектной работы “A
party hat” |
Учитель показывает готовую шляпу.
– Look! This is a party hat. Is it nice? Учитель показывает на картинку на с. 57. – You’re going to make your own party hat. You need a paper plate, coloured paper, paint, markers or crayons, scissors and glue.
После этого учитель дает пошаговую инструкцию на английском языке, демонстрируя каждый шаг. – Picture 1. Look at this picture and draw the same lines on your paper plane. Take scissors and do like this. Picture 2. Bend the angles as you see in the picture. Paint your hat as you like. Picture 3. Take coloured paper and cut out some flowers. Picture 4. Glue the flowers to the hat. |
12-13 мин.
Готовая шляпа для наглядности; Необходи-мые материалы для изготовле-ния празднич-ной шляпы: цветные карандаши (маркеры, фломас-теры), бумажные тарелки (расчерчены дома для вырезания), ножницы, клей-карандаш, заготовки цветов (выполнены дома), |
Некоторые ученики принесли на урок уже готовую шляпу. Это можно объяснить тем, что им стало интересно, и они сделали шляпу дома. На уроке они помогают другим детям. | Можно было найти видео настоящего праздника/вечерин-ки, где на детях эти праздничные шляпы. |
Учитель зачитывает список материалов и одновременно демонстрирует их детям. Ученики проверяют наличие нужных материалов для работы.
Дети повторяют каждое движение. Затем учитель ходит по классу, помогая детям, которые не расчертили тарелку дома, расчертить ее; показывая как отогнуть углы (комментируя это на английском языке); показывая, как приклеить цветы. Учитель просит детей, у кого есть запасные тарелки или заготовки цветов, поделиться с теми, у кого их нет. |
10. Представле-ние проектов | – Now show me your hats!.
–Put on your hats, please! You look so nice! Imagine (представьте) that you are at the party/ Let’s sing the song “Hurry, hurry come and see!” Дети поют песню из упр. 5.
|
2-3 мин.
Компьютер, учебник |
Дети надевают шляпы, у некоторых они не держатся на голове и падают. Это объясняется тем, что они взяли маленькую бумажную тарелку или вырезали слишком маленький круг из картона для шляпы. В этом случае учитель предлагает им дома прикрепить к шляпе
ленточку или резинку, т.к. многие изъявили желание надеть ее на праздник. |
Можно было бы сфотографировать детей в этих шляпах, и выставить фотографии на доске для творческих работ. | Ученики показывают свои проекты.
Учитель включает песню. Они надевают на головы шляпы и поют песню. |
11.Рефлек-
сия – рефлексия настроения и эмоциональ-ного состоя- ния |
– Наш урок заканчивается. На ваших столах вы видите грустного и веселого смайликов. Покажите, как вы себя чувствовали сегодня на уроке?
|
1-2 мин.
смайлики |
Этим смайликам на парте не было места из-за большого количества предметов на столе, поэтому у некоторых они упали на пол или потерялись на парте. Поэтому смайлики лучше попросить раздать к концу урока тех детей, которые сделали шляпу дома. | Можно было бы провести другую рефлексию, потому что смайлики порядком поднадоели, да и места им не было на парте. Можно было бы рефлексию настроения и эмоционального состояния провести,
показав большой палец вверх/вниз (при этом можно вспомнить, как называется «большой палец» по-английски) или, подняв руки. |
Учащиеся поднимают карточки с изображением лица (грустного, веселого). |
12. Подведе-ние итогов | – Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Вам понравилась шляпа, которую вы сделали сами? Вы сможете рассказат ьродителям и друзьям, как сделать такую шляпу.
– Какие слова и фразы вы запомнили? – Вы сможете написать о своей любимой еде? Учитель оценивает работу учеников. – Goodbye, my dear friends! Дети прощаются. – Good bye! |
1-2 мин. | Можно было включить в презентацию слайд с пассивной лекси-кой, где вместо перевода – картинки, и дети еще раз проговорили бы эти слова. | Дети уходят с урока со шляпами на головах.. |
Соответствие учебных заданий и УУД
№ | Учебное задание | Формируемые УУД |
1. | Выполнение фонетической зарядки | Познавательные УУД (общеучебные): формирование навыков аудирования и произносительных навыков |
2. | Активизация и закрепление лексического материала | Познавательные УУД (общеучебные): формирование произносительных навыков на основе работы с лексикой по теме «Моя любимая еда»;
формирование активного и пассивного лексического запаса по теме «Моя любимая еда»; |
3. | Выполнение упражнения у доски | Логические УУД: формирование способности анализировать
Познавательные УУД (общеучебные): способствовать формированию умения стоить речевое высказывание; |
4. | Ответы на заданные загадки. | Познавательные УУД (общеучебные): способствовать формированию умения стоить речевое высказывание;
Логические УУД: формирование способности анализировать |
5. | Чтение писем Ларри и Лулу. | Познавательные УУД (общеучебные): формирование умения работатьс текстом |
6. | Исправление ошибок в письмах Ларри и Лулу | Логические УУД: формирование способности анализировать |
7. | Работа в группе | Коммуникативные УУД: формирование умения работать в группе |
8. | Написание мини-сочинения | Познавательные УУД (общеучебные): формировать умение строить письменную речь |
9. | Выполнение проектной работы | Познавательные УУД (общеучебные): формирование умений действовать по образцу |
10. | Представление проекта | Регулятивные УУД: формирование навыков самоанализа и самооценки своей деятельности
Личностные УУД: формирование познавательных мотивов обучающихся |
11. | Оценивание настроения и эмоционального состояния | Личностные УУД: формирование познавательных мотивов обучающихся
Регулятивные УУД: формирование навыков самоанализа и самооценки своей деятельности |
- Детализация плана урока (занятия)
№ | Аспект, про который важно предусмотреть в контексте планирования урока | Детализация описания – где и как предусмотрено решение данного аспекта ( что важно учесть, что предусмотреть, чтобы быть готовым, как реагировать в различных альтернативах развития событий и др.) в ходе возможной реализации урока (с аргументацией в соотношении с возрастными возможностями и потенциалами детей) – в соотношении с содержанием курсов |
1. | Организация продуктивной групповой учебной деятельности учеников | 1. Подготовка к выполнению группового задания:
а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); б) инструктаж о последовательности работы; в) раздача дидактического материала по группам. 2.Групповая работа: а) знакомство с материалом, планирование работы в группе; б) распределение заданий внутри группы; в) индивидуальное выполнение задания; г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения обобщения); е) подведение итогов группового задания. 3.Заключительная часть. а) сообщение о результатах работы в группах; б) анализ познавательной задачи, рефлексия. |
2. | Создание условий для становления самостоятельной учебной деятельности учеников | Самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки.
Значительную роль имеют задания для самостоятельной работы на уроках в школе. Развитию самостоятельности школьников способствует организация домашнего чтения, при котором дети самостоятельно знакомятся с произведением, а на уроках или во внеурочной деятельности в ходе викторин, разгадывания кроссвордов появляется возможность проявить свои читательские умения. Самостоятельность проявляется и развивается в выборе и в развёртывании сюжетов ролевых игр, в умении принимать решения в различных ситуациях, а также контролировать свои действия и поступки. На развитие самостоятельности младших школьников также влияет включение их в игровую деятельность при реализации проектов. Если младший школьник принимает участие в коллективной трудовой деятельности, у него развивается не только самостоятельность, но и ответственность за выполнение дела, порученного группе. Так, например, развитию самостоятельности и ответственности способствует ежегодное участие в школьном конкурсе «Битва хоров». Деятельность младшего школьника организуют и направляют взрослые, поэтому их задача — добиться максимальной его самостоятельности и проявления активности. |
3. | Способы построения понимающей коммуникации, диалога и полилога в учебном процессе | Для того чтобы развивать устную речь необходимо создавать определенные условия – это знание темы, владение соответствующим языковым материалом, понимание ситуации и наличие стимула для высказывания. Материал для развития устной речи должен усваиваться до степени полной автоматизации во всех его употребительных формах. Далее при обучении говорению очень важно учитывать соотношения его важнейших форм монолога, диалога и полилога. Эти формы сосуществуют и переходят одна в другую. Монолог выстраивает один человек, во всех случаях говорящий является автором своего высказывания. Диалоги различают стандартные и свободные. Стандартные диалоги обслуживают типовые ситуации (кассир – покупатель, врач – больной), свободные диалоги бывают следующих типов (интервью, расспрос, беседа). Весьма распространенным вариантом диалога является полилог. Наиболее подходящим приемом развития полилога являются различные формы драм, включая ролевые игры. |
4. | Вовлечение учеников в процесс организация ситуации исследования на уроке (мотивация, познавательная активность и вовлеченность детей) | Вовлечение учеников в процесс организация ситуации исследования на уроке реализуется с помощью следующих приемов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём “метод проб и ошибок”, оказание учащимися помощи друг другу. 2) необычная форма преподнесения материала. 3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий; 4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование; 5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений; 6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий. |
5. | Управление эмоциональными состояниями детей в ходе урока, их работоспособностью (мобилизация, релаксация, экспрессивность – спокойствие) | Учебная деятельность часто требует от младшего школьника значительного напряжения, волевых усилий, мобилизации внутренних ресурсов, что способствует интенсивному развитию выдержки, терпения, усидчивости как основы дисциплинированного поведения, которое постепенно становится привычным для ребенка.
Эффективным методом снятия эмоционального и физического напряжения на уроке можно считать использование экспресс-приёмов по снятию психоэмоциональной нагрузки. Это так называемые «шутки-минутки». В психологии к частным способам саморегуляции эмоционального состояния относят дыхательные упражнения, релаксационную и аутогенную тренировку, медитацию, десенсибилизацию, реактивную релаксацию и д. На уроках английского языка в начальной школе для эмоциональной разгрузки дети поют песни, выполняют под рифмовки физкультминутки. На это также направлена частая смена видов деятельности на уроке. |
6. | Педагогическая гибкость – возможные изменения плана урока в соответствии с актуальной ситуацией на уроке (как ученики могут повлиять на ход урока) | Гибкость методики урока предполагает разработку его вариантов, реагирование преподавателя на вопросы учащихся, возникшие неожиданности, трудности, умение по ходу урока перестроить изложение материала, сделать его более доступным, доказательным; умение соотносить методику с возрастом учащихся, зоной ближайшего развития. |
7. | Организация взаимодействия с «трудными» учениками (или имеющими особые образовательные потребности) | В процессе контроля за подготовкой « трудного» ученика быть максимально доброжелательным; при опросе снизить темпа опроса;
давать больше времени для подготовки у доски; дать примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы; дать наглядные пособия, схемы, планы; стимулировать оценкой, записью в дневнике; при изложении нового материала возбудить интерес к усвоению темы (аналогии, применение в жизни); более частое обращение к ученику с уточняющими вопросами; привлечение в качестве помощника при установке наглядных пособий, принести/отнести тетради и т.д.; |
8. | Взаимодействие с обучающимися в зоне ближайшего развития (что, возможно, является зоной актуального развития, а что при этом будет в зоне ближайшего развития) | Зона актуального развития– это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, и ребенок выполняет задачи без помощи взрослых.
Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития ребенка, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый. Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального. И единственное условие успеха заключается в том, что ребенок и взрослый действуют на равных, а педагог или родитель выступает в роли советчика, не выдавая свое превосходство! |