автор: Антошина Ирина Михайловна
учитель химии МБОУ “Основная общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова”
Реакции обмена
Технологическая урока по химии
«Реакции обмена» 8 класс, учитель химии Антошина И.М. МБОУ «ООШ № 20»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Приветствие класса.
Начать наш урок мне бы хотелось начать с высказывания датского физика Нильса Бора. Он говорил: «Противоположности – не противоречия, они – дополнения». Надеюсь, что мы станем хорошим дополнением к друг другу, и вместе как одно целое будем двигаться к нашей запланированной цели. Сегодня мы будем работать в группах, у вас на столах лежат рабочие листы, просьба подписать их. Также у вас есть памятка о работе в группе. Давайте вспомним. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Подписывают рабочие листы. Вспоминают правила работы в группе |
|
Давайте вспомним:
Теперь возьмите рабочие листы (Приложение №1) и в Части 1 примените свои знания к конкретным реакциям. Обменяйтесь листами и проведите самопроверку по образцу. У вас 5 минут на выполнение. Кто допустил 1 ошибку «4», 2- «3» |
Отвечают на вопросы. Сопоставляют рисунки с типами химических реакций.
Выполняют задание в рабочем листе |
|
Кто выполнил все задания? Определили тип 4 реакции? В чем было затруднение? Чем она отличается от других? Ранее вы встречались с таким типом, Давайте посмотрим, что произошло? .В чем отличие левой части от правой части? (обмен составными частями). А теперь сформулируйте тему нашего урока | Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Формулируют тему урока «Реакции обмена» |
|
Как нам добиться цели? (эксперимент, выявления признаков протекания, формулирование правила протекания реакций до конца). Начнем с первого этапа «Эксперимент»
Время вышло! Прошу двух представителей от каждой из групп, рассказать по очереди о своей работе. ( Если понадобится воспользоваться алгоритмом) |
Формируют цель урока, этапы для достижения поставленной цели. Высказывают предположения.
Формируются в новые группы, получают конверты с заданиями. Выполняют эксперимент, делают выводы, защищают работы. Повторяют ТБ. Заполняют листы эксперимента. Общий результат работы всех групп «Кластер». Формулирование правила протекания реакции обмена до конца |
|
Любое исследование должно найти свое применение. А сейчас мы узнаем, как вы усвоили результаты проделанной работы. Попрошу вас выполнить задание части 2 в рабочем листе. На выполнение 7 мин. Потом обменяйтесь листочками, проведите самопроверку по образцу. Без ошибок-5, 1- ошибка -4, 2ошибки – 3 | Выполняют задания в рабочих листах. |
|
А теперь хочу вам задать вопрос «Насытились новыми знаниями?» если да попрошу вас заполнить карточки, и приклеить на тарелочки ( Раздать листочки с фразами, на доску наклеить рисунки тарелочек).(Приложение №4) | Отвечают на вопросы, вспоминают, что больше всего запомнилось а уроке, какие трудности возникали |
|
П. 32, упр.1,3,4
Всем спасибо за урок. Руководители заполните оценочные листы группы и сдайте |
Записывают домашнее задание |
Приложение №1
Рабочий лист Фамилия Имя ________________________________________________ |
“Кто внимательно наблюдает, тот отчетливо и помнит”.
Э. По
I часть
Задание | Ответы |
1. Расставьте коэффициенты. Укажите тип реакции | 1) Ca + O2 = CaO ______________________________
2) Н2SO4+ Mg= MgSO4 + H2 _____________________________________
3) Al(OH)3 = Al2O3 + H2O ____________________________ 4) FeCl2+ H2SO4 = FeSO4 + HCl ________________________ Оценка: _____ Проверяющий ______________________ |
II часть
1. Выберите верные утверждения. |
1. Реакция обмена – это реакция между простыми и сложными веществами.
2. Реакция обмена протекает между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями. 3. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется вода. 4. Реакция обмена идет до конца, когда образуется газ, осадок или вода. 5. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется газ. 6. Реакция между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации. 7.Любая реакция обмена является реакцией нейтрализации. |
2. Среди предложенных реакций выбрать реакции обмена, и определить протекают ли они до конца. Расставить коэффициенты в правильных ответах. |
СО2 ↑ Н2О Оценка: _____ Проверяющий ______________________ |
Приложение №2
Экспериментальный лист Фамилия Имя______________________________
группа «Кислоты»
Цель эксперимента: Проанализировать текст, провести опыт взаимодействия между солью и кислотой. Выявить признаки протекания реакции до конца
- Проанализируйте предложенный вам текст
Разрыхлители
Для получения изделий с пористой структурой и увеличенным объемом тесто предварительно разрыхляют: биологическим(дрожжи), химическим(сода, аммоний), механическим способом ( взбивание смеси).
Химический способ разрыхления теста.
Значительная часть мучных кондитерских изделий содержит большое количество жира и сахара, угнетающе действующих на дрожжи. При изготовлении таких изделий тесто готовят с использованием химических разрыхлителей.
Химические разрыхлители представляют собой соединения, которые при нагревании выделяют газообразные вещества, разрыхляющие тесто. Процесс выделения происходит в изделиях при их выпечке. В качестве разрыхлителей чаще всего применяют двууглекислый натрий(соду). Который при нагревании до 60-80* С разлагается с выделением углекислоты, разрыхляющей тесто.
Широко распространено мнение, что смешивать соду с уксусом надо перед добавлением в тесто. Реакция газообразования начинается сразу при смешивании, когда тесто нагревается — реакция ускоряется, пузырьки расширяются и многократно поднимают тесто.
Уравнение реакции: Na2CO3 + CH3COOH = CO2↑ + H2O + CH3COONa
- Проведите предложенную в тексте химическую реакцию. Что наблюдаете? Является ли это признаком протекания реакции обмена до конца? Какие вещества вступают в реакцию (классы неорганических соединений)? Сделайте вывод. Где в быту можно применять реакции обмена?
Признаки протекания химической реакции обмена
Реагенты | Продукты реакции | Признак протекания
химической реакции |
|
1 | Na2CO3 + CH3COOH | CH3COONa + углекислый газ + вода
(запишите формулами) CH3COONa +__________+_________ |
Вывод: целью эксперимента было__________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальный лист Фамилия Имя______________________________
группа «Основания»
Цель эксперимента: Проанализировать текст, провести опыт взаимодействия между солью и солью. Выявить признаки протекания реакции до конца
- Проанализируйте предложенный вам текст
Жесткость воды. Устранение
Воду с растворенными в ней солями называют жесткой, а совокупность свойств такой воды – жесткостью. Жёсткость воды – свойство воды, связанное с содержанием растворимых в ней солей кальция и магния, это параметр, показывающий содержание ионов кальция, магния в воде. Жесткая вода образует накипь на стенках паровых котлов, отопительных приборов и бытовой металлической посуды. Она не пригодна для производства бумаги и крашения тканей, для приготовления пищи и напитков. В жесткой воде плохо развариваются овощи и мясо, не пенится мыло. Различают карбонатную и некарбонатную. Карбонатная жесткость вызвана образованием карбоната кальция. При кипячении воды соль разрушается, а образующийся осадок карбоната кальция оседает на стенках приборов, и общая жесткость воды уменьшается. Есть утверждение, что электрический чайник можно очистить от накипи при помощи добавления уксусной кислоты. Верно ли оно? (проверь с помощью опыта)
- Проведите химическую реакцию между хлоридом кальция и карбонатом натрия. Для этого к небольшому количеству хлорида кальция прилить карбонат натрия. К полученному осадку добавьте уксусную кислоту. Что наблюдаете? Является ли это признаком протекания реакции обмена до конца? Какие вещества вступают в реакцию (классы неорганических соединений)? Сделайте вывод.
- Признаки протекания химической реакции обмена
Реагенты | Продукты реакции | Признак протекания
химической реакции |
|
1 | Na2CO3 + СaCl2 | Карбонат кальция + хлорид натрия (запишите формулами)
_________ +________________ |
|
2 | Карбонат кальция + уксусная кислота (CH3COOH) | Сa(CH3COO)2 + углекислый газ + вода
(запишите формулами) |
Вывод: целью эксперимента было___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальный лист Фамилия Имя______________________________
группа «Соли»
Цель эксперимента: Проанализировать текст, провести опыт взаимодействия между основанием и кислотой. Выявить признаки протекания реакции до конца
- Проанализируйте предложенный вам текст
Сказка о правилах безопасности
Шарик увлёкся химией: соорудил себе лабораторию и стал проводить интересные химические опыты. Матроскину тоже было очень интересно, но он даже виду не подавал:
– Подумаешь! И без химии обойдусь! Но как-то раз Шарик вышел из своей лаборатории, а дверь оставил открытой. Матроскин не справился с любопытством и зашёл в лабораторию. Смотрит, а на столе стоит большая колба с какой-то жидкостью. Матроскин, как все коты, сразу решил её понюхать и засунул нос в колбу.…(Берёт банку с надписью «УКСУС») В глазах у него потемнело, в ушах зазвенело, и упал Матроскин без чувств. …Очнулся он, а рядом Шарик:
– Вот беда мне с тобой! Нельзя химические вещества так нюхать!
– А как можно? – удивился кот.
– С предосторожностями! Близко к носу не подносить, а движением лапы пары вещества к себе направлять.(Матроскин хватает банку с надписью «ГЛЮКОЗА»)
– И кушать здесь нельзя! Знаю, что ты, обжора, всё пробуешь. Химические вещества нельзя пробовать на вкус.
-Ладно, Шарик, не буду, только не ворчи. Но разреши мне хоть один опыт сделать. Очень уж хочется! Шарик разрешил. А Матроскин схватил ложку и стал из всех банок вещества пересыпать в один стакан.
– Стой! Что ты делаешь?! – закричал Шарик. – Опыты нужно делать только по инструкции, нельзя всё смешивать как попало! Вдруг ядовитый газ образуется, или взрыв может быть. И вещества надо брать понемногу, экономно расходовать. Это тебе не молоко!
– Понял! Понял! А что это у тебя вот в этой колбочке?! (Хватает банку с надписью «КИСЛОТА») Ой! Шарик! Пролил! Щиплет, горит! Вся шерсть сейчас вылезет! Ой, умираю!
– Паника в любой ситуации только мешает. А кислоту, попавшую на кожу, нейтрализуем щелочью.(В домашних условиях можно получить кислотный ожог при неосторожным обращением с уксусной кислотой. А нейтрализовать его можно с помощью соды? Проведите опыты.)
- Проведите предложенные в тексте химические реакции.
- Для этого в пробирку прилейте небольшое количество гидроксида натрия и добавьте каплю индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем прилейте соляную кислоту. Что наблюдаете?
- В пробирку налейте небольшое количество уксусной кислоты, затем добавьте карбонат натрия. Что наблюдаете?
Является ли это признаком протекания реакции обмена до конца? Какие вещества вступают в реакцию (классы неорганических соединений)? Сделайте вывод. Где в быту можно применять реакции обмена? Почему реакция называется нейтрализацией?
Признаки протекания химической реакции обмена
Реагенты | Продукты реакции | Признак протекания
химической реакции |
|
1 | NaOH + HCl+ фенолфталеин | Хлорид натрия +вода
_________+___________________ |
|
Na2CO3 + CH3COOH | CH3COONa + углекислый газ + вода
(запишите формулами) CH3COONa +_______+_________ |
Вывод: целью эксперимента было__________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №3
Оценочный лист группы «Кислоты»
Руководитель группы______________________________________________
№ | Фамилия Имя | Оценка | |||
Задание №1 | Работа в группе | Задание №2 | Средний балл | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 |
Оценочный лист группы «Основания»
Руководитель группы______________________________________________
№ | Фамилия Имя | Оценка | |||
Задание №1 | Работа в группе | Задание №2 | Средний балл | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 |
Оценочный лист группы «Соли»
Руководитель группы______________________________________________
№ | Фамилия Имя | Оценка | |||
Задание №1 | Работа в группе | Задание №2 | Средний балл | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 |
Приложение №4
Насытились?
Больше всего мне понравилось | Я почти переварил | Пожалуйста добавьте |
Больше всего мне понравилось….. Я почти переварил…..
Пожалуйста, добавьте…..