Сценарий образовательной деятельности по финансовой грамотности в средней группе «Путешествие в историю денег»

автор: Анисимова Ольга Александровна

Старший воспитатель МДОУ – детский сад № 16 “Малышок, г. о. Серпухов, Московская область

Сценарий образовательной деятельности по финансовой грамотности в средней группе «Путешествие в историю денег»

Сценарий образовательной деятельности по финансовой грамотности

в средней группе «Путешествие в историю денег» 

 

Анисимова О.А.

Старший воспитатель

МДОУ – д/с №16 «Малышок» 

г. о. Серпухов, Московская область

e-mail: olya-anisimova@mail.ru

 

Цель: познакомить с историей денег, раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота». 

Программные задачи: 

–  дать детям представление об истории денег.

– закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические, научить детей понимать назначение денег;

– формировать представления о необходимости денег в жизни человека; 

– активизировать словарь детей 

Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование: игрушка – Гном Эконом, ноутбук, презентация «История денег», бумажные купюры, энциклопедия «100 самых известных монет СССР».

Предварительная работа: 

    • Беседа с детьми о деньгах. 
    • Чтение Петр Кошель «История денег. Рассказы для детей»
    • Рассмотрение иллюстраций, альбомов, книг по знакомству с деньгами, использующих в нашей стране и в других странах.
  • просмотр мультфильма «История денег» на https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=sHLzQk1quAg

 

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Мотивационная история: К ребятам приходит в гости Гном Эконом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел! Это Гном Эконом. Давайте с ним поздороваемся. 

Дети: Здравствуйте.

Гном Эконом: Здравствуйте, ребята! 

Воспитатель: Здравствуй, Гном Эконом! Ребята, посмотрите, что нам Гном эконом принес! (Дети стоят полукругом около стола и рассматривают монеты)

  1. Вводная часть (проблемный этап, информационный этап)

Воспитатель: Это монетки.  А, как еще их по-другому называют?

Дети: Деньги.

Воспитатель: Правильно – это деньги. Ребята, скажите, а у вас есть свои деньги? 

Дети: Да.

Воспитатель: Кто вам их дает и для чего? 

Дети: Родители, чтоб можно было купить конфеты.

Воспитатель: Что вы можете купить еще за деньги? 

Дети: Игрушки, продукты. 

Воспитатель: Где ваши родители берут деньги?

Дети: Им дают зарплату, за их работу.

Воспитатель: А вы знаете как появились деньги (ответы детей)? Тогда я вам предлагаю отправиться в далекое прошлое, когда еще совсем не было денег. (Дети садятся на стульчики перед экраном). Но прежде чем туда отправиться мы должны помочь Гному Эконому. Пока он к нам добирался у него рассыпались волшебные монетки, которые показывают путь в далекое прошлое. Давайте поможем ему? 

Дидактическая игра «Собери целые монетки из частей»

На ковре разложены части монеток. Дети составляют целые монетки из этих частей.

Воспитатель: Молодцы, помогли Гному Эконому. Давайте назовем достоинство монет, которые мы с вами собрали (1, 2, 5 рублей). Теперь мы с вами можем отправиться в наше путешествие. (Звучит музыка. Дети закрывают глаза, после чего оказываются в прошлом денег, садятся перед экраном.)

  1. Моделирование (практическая работа):

Воспитатель (рассказ сопровождается показом презентации): Давным – давно денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны. Но прошло много лет и люди научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. А если чего – то нельзя было достать трудом, они это просто отнимали у других. Какое – то племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже нужна. И тогда начиналась война, тот, кто побеждал, становился хозяином соли. Но бывало и так, что сила не помогала и тогда приходилось поступать по – другому. Племена заключали союз и стали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого – топоры, стрелы, горшки. 

А больше всего первобытные люди любили меняться украшениями: раковинами, кусочками, янтаря, перьями и прочими красивыми вещами. Так украшения постепенно стали деньгами. Но меняться не всегда было удобно, так и появились металлические деньги. 

Слово «рубль» произошло от слова “рубить”, так как монеты в то время не чеканили. Их попросту рубили, из длинного куска металла (показывает из блестящей бумаги брусок) на маленькие кусочки, которые имели разную величину и вес.

Потом металлические монеты стали чеканить в вручную. Это делали кузнецы. Кусочек серебра клался на наковальню, и по нему ударяли чеканом- молотком с рисунком или надписью.

Физкультминутка.

Мы устали чуточку отдохнем минуточку.

Эй, кузнец – молодец, (Шагают на месте).

Захромал мой жеребец (Прихрамывают).

Ты подкуй его опять (Выставляют ноги вперед).

Отчего ж не подковать? (Разводят руками).

Вот гвоздь, вот подкова (Имитация молоточка).

Раз, два и готово. (Подходят к столу).

Воспитатель: Более удобными деньгами оказались металлические монеты. Монеты были разные по стоимости: из меди дешевле, из серебра дороже, а из золота самые дорогие. Но у металлических денег тоже был недостаток: они были очень тяжелые и занимали много места. Потом появились бумажные деньги. На бумажных купюрах с одной стороны денежного знака стоит цифра, определяющая стоимость этой купюры, а с другой стороны изображен герб страны. Рублем называют валюту, которая используется в России.

Сейчас монеты чеканят с помощью машин на монетных дворах в городах Москве и Санкт – Петербурге. А бумажные деньги печатают в типографии на специальной бумаге с водяными знаками. Для удобства были придуманы электронные деньги. 

Для того чтобы мы могли пользовать электронными деньгами, были придуманы банковские карты на которых хранятся электронные деньги.

И поэтому в место наличных денег, которые мы держим в руках, чаще используем банковские карточки.

Воспитатель: Ну вот, теперь мы знаем всё о деньгах, как они возникли, как менялись они в течение времени. Давайте поблагодарим Гнома Эконома. 

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмем наши волшебные монетки закроем глазки и пусть они вернут нас обратно в детский сад (звучит музыка, дети открывают глаза).

  1. Подведение итога (анализ результатов, рефлексия)

Воспитатель: Ну, вот мы снова с вами в нашем детском саду. Всем расскажем, что мы узнали от Гнома Эконома. Мы надеемся, что нашим гостям тоже понравилось путешествие. Давайте поблагодарим их и попрощаемся с ними.