Работа по развитию слухового восприятия с ребенком после кохлеарной имплантации (КИ)

автор: Анисимова Елена Васильевна

Учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №19” г. Канаш ЧР

Работа по развитию слухового восприятия с ребенком после кохлеарной имплантации (КИ)

Работа по развитию слухового восприятия с ребенком  после кохлеарной имплантации (КИ)

 

Е.В. Анисимова, учитель-логопед детского сада №19 г. Канаш

 

Кохлеарная имплантация в настоящее время является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих детей. Она позволяет полноценно интегрировать глухого ребенка в среду слышащих. При кохлеарной имплантации производится хирургическая операция, в ходе которой во внутреннее ухо человека вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством  электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

С помощью КИ можно сформировать “естественное” слуховое восприятие, избегая давления на детей, охотнее использующих зрение, а не слух. Для того чтобы ребенок начал понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, узнавать и распознавать речевые сигналы. Малыш должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении, использования языковых средств для общения. У детей с КИ это еще более длительный процесс, чем у детей в норме. Важную роль при этом играют родители, с которыми дети проводят большую часть времени.

Как объяснить ребенку, что надо делать, если он не понимает?

Попросить другого взрослого выполнить задание. Наблюдая ребенок быстрее понимает, что от него хотят в ответ на вашу просьбу. Можно меняться с ребенком ролями, он воспроизводит звуки, а вы выполняете задания, что помогает ребенку луше понять задания.

При общении с ребенком можно сидеть со стороны КИ.  Во время выполнения заданий по развитию слуха лицо необходимо закрывать тканевым экраном, чтобы ребенок  сконцентрировался на слухе, а не пытался прочитать по губам.

Очень важно научить ребенка с КИ регулярно использовать указательный жест, который помогает общаться с окружающими в соответствующих ситуациях, при вопросах, просьбах типа: «Покажи…», «Где…», «Вот…». Спросить ребенка: «Где палец?» И показать свой палец. «Где палец? Палец. Вот палец». Взять его указательный палец и с выразительной мимикой сказать: «Вот палец!». Показать своим пальцем его палец: «Палец. Вот палец». Попросить показать его какой-нибудь предмет, используя указательный жест («Покажи, где…?»).

Работа строится поэтапно.

1 Этап.  Выработка условнорефлекторной  двигательной реакции на звук (УДР).

Учим ребенка обнаруживать разные звуки, слышать различие в их звучании, различать звуки по отдельным  характеристикам (громкость, длительность, количество и др.), узнавать их в ситуации ограниченного выбора. Выполнять определенное действие в ответ на звук, который подает взрослый.

-Обнаружить есть звук или нет. На примере неречевых и речевых звуков  разной громкости с разного расстояния. Выполнять определенные действия в ответ на звук, который подает взрослый. Сначала УДР вырабатывается слухозрительно и ребенок видит действие взрослого, производящее звук.

Складывание пуговиц в банку (кубиков в коробку), в ответ на звук издаваемый взрослым (хлопок в ладоши, или например произнесение ПА-ПА-ПА), рукой ребенка берем пуговицу и кладем в банку. Нижняя часть лица взрослого закрыта экраном.  Когда ребенок научится ждать сигнал необходимо выработать реакцию на звук, воспринимаемый им только на слух.

-Умение различать два звука (неречевых, речевых, слова).

Предъявляются (две фонемы/буквы, два неречевых звука, два слова). Ребенок точно знает, что будут только эти два слова.  Он должен узнать (показать, сказать), какое слово (звук) он услышал.

-Умение различать два звука в ситуации ограниченного выбора.

Перед ребенком набор картинок, обозначающих предъявленные слова. Отвечая, ребенок показывает услышанное слово. На более позднем этапе можно предъявлять предложения.

– Узнавание сигналов при открытом выборе (самое сложное задание).

Ребенок не знает какие сигналы будут предъявляться и полагается на свое умение слышать. Длительность пауз между предъявлением звуков надо менять.

Выработка УДР Упр. «Кнопка» (Услышишь звук-нажми на кнопку)

Знакомство со звуками окружающего мира. Упр. « Ухо» (Услышишь покажи на ухо, скажи – «Слышу»)

Различение отдельных характеристик звуков.  Определение количества сигнала. Упр. «Один или много барабанов» (Послушай и покажи. Один звук. Много звуков)

Определение длительности и прерывности сигнала. Упр. «Машина в гараже»(Помоги машине доехать до гаража)

Определение высоты звука Упр. «Неречевые звуки разных частот» (Послушай и покажи)

Громкость звука Упр. «Барабан: (громко – тихо) (Послушай и покажи)

Локализация звука Упр. «Сверху – снизу» (Покажи, где звук сверху звучит, а где снизу)

Различение звукоподражаний Упр. «При выборе из двух» (Услышишь, покажи, что назову)

Различение односложных слов Упр. «Разные по высоте» (Послушай и покажи)

Различение многосложных слов. Многосложные слова с разным местом ударения Упр. «Сложи в шкаф» ( Послушай и положи в шкаф нос-ки. Положи шап-ку).

Развитие слуха происходит постепенно, поэтому упражнения следует выполнять последовательно, учитывая  возможности и интересы ребенка. Больше хвалите ребенка. Говорите с ребенком естественным голосом (не слишком громко и не по слогам!) Не быстро и чуть напевно. Используйте в своей речи правильные грамматические формы.

2 – этап. Различение хорошо знакомых слов и опознавание простых фраз.

К этопу этапу переходим только тогда, когда успешно преодален первый этап. Для более точного понимания смысла сказанного – необходимо научить детей выделять в потоке речи на слух наиболее часто встречающиеся слова. Для этого много-кратно повторяем и проговариваем одни и те же фразы – это помогает накапливать словарный запас и вариативность грамматических форм слов. Например, возьмем слово «мыть» и проговариваем его в различных грамматических формах: «Я вымыла. Мама моет. Мой сама…»

Различение имен близких. «Реакция на свое имя» (Услышишь свое имя-повернись и покажи где ты)

Части тела и лица. Упр. «Кот и собака» (Покажи где голова (лапы, хвост)

Цвета Упр. «Шарики» (Раскрась шарик в красный …цвет)

Размер и количество Упр. «Большой и маленький» (Положи большой предмет в большую коробку, маленький предмет в маленькую коробку)

Размер и количество Упр. «Положи на тарелку» (Положи на тарелку и раскрась помидор(огурец)

Животные Упр. «Звукоподражание» (Послушай и покажи. Кто говорит ав-ав-ав (мяу…)

Посуда Упр. «Убери посуду» (Положи вилку (ложку, чашку..)

Игрушки Упр. «Сложи игрушки» (Положи и раскрась машину (кубики, лошадку..)

Глаголы Упр. «Сделай сам (сама)» (Кто что делает? сделай так же)

Числительные Упр. «Цветочки» (Покажи где один (много))

Расширение «Закрытого списка» Упр. «Выбирай» (Обведи две (три) любые картинки. Назови их. Послушай. Покажи, что услышал).

Опознавание простых фраз Упр. «Форма – цвет» (Послушай. Раскрась геометрические фигуры).

3 – этап. Развитие фонематического слуха.

К нему можно приступать, если ребенок готов к различению отдельных звуков. Это становится возможным если фонематический слух ребенка хорошо развит. Дети после КИ различают на слух лучше согласные звуки, чем гласные, что является их отличительной особенностью по сравнению со слышащими сверстниками и детьми со слуховыми аппаратами.  Благодаря этому различаются, узнаются и понимаются слова, такие как: дом-сом-лом-ком.

Различение изолированных звуков Упр. «С, Ш, Ч» (Послушай и покажи, где «С, Ш, Ч»)

Различение слогов.  Упр. «УА, АУ». (Послушай и покажи УА, АУ).

Определение и наличие заданногозвука  в слове. Упр. «Ш» (Послушай «Ш». Обведи  круг

Правильное слово.  Упр.«Как называется?» (Покажи на предмет, когда я скажу правильно).

Определениеие места звука в слове.  Упр.  «Гусеница». Слушай звук. Покажи его в начале, середине, конце слова.

Подбор слова на заданный звук. Упр.  «Азбука». Придумай сам (сама) другое слово на звук.

Слова, похожие по звучанию.  Упр.  «Два похожих слова». Послушай и покажи названный предмет.

 

4 этап – Понимать устную речь на слух.

Развиваем у ребенка слуховое восприятие, понимание речи, умение говорить, произношение.

Расширение лексических представлений

Упр. «Мальчики». Коля читает. Что делает Миша?»

Грамматические представления

Предлоги. Упр. «Кубики». Положи кубик на стол (под стул).

Наречия Упр. «Грибы». Послушай. Раскрась гриб слева (справа) от елки.

Союзы Упр. «И». Послушай. Покажи.

Число и род существительных. Упр. «Один и много». Послушай и покажи один гриб (много грибов).

Время глаголов Упр. «Было ли сейчас?». Послушай и покажи. Что делает? Что сделала?

Вопросы. Упр. «Лето» .Ответь на вопросы по картинке.

Сложные фразы Упр.«Цветы». Послушай и раскрась.

Устные тексты. «Скамейка»

Литература

  1. Зонтова, О.В. Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом/   О.В. Зонтова; под ред И.В. Королевой. – СПб, 2009.-172 с.
  2. Королева, И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В.Королева.- СПб., 2005.- 90 с.