Автор: Андреева Ирина Вячеславовна
Учитель начальных классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №4 г. Бор Нижегородской области
Теория и практика современного урока (из опыта работы).
Тема: «Теория и практика современного урока в соответствии с ФГОС»
(Данный материал был подготовлен как анализ открытого урока и является личным видением данного вопроса, отсюда и название статьи: теория и практика).
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Классно-урочная система существует более 450 лет. Мнения,
относительно урока бытуют разные: одно, что «урок как форма организации обучения, придуманная Я.А.Коменским более 400 лет назад, можно назвать архаикой, что он объективно устарел за это время и исчерпал себя. Словосочетание «современный урок» – это нелепость, нонсенс, оксюморон, абсурд».
Другое мнение выражено в словах Евгения Александровича Ямбурга, заслуженного учителя России, д.п.н, директора Центра образования в Москве – «Колесо, еще древнее, но попробуйте без него обойтись».
Какие бы не свершались реформы в образовании, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа.
В каждом времени сущность хорошего урока определялась его новой характеристикой. В биографии уроков можно найти уроки комбинированные и синтетические, адаптивные и проблемные, эвристические и пр.
Я тоже помню разные уроки. В студенческую пору в качестве лучших конспектов уроков, мы часто встречали политизированные уроки. Остался в памяти урок чтения, посвященный Первомайской демонстрации и урок, приуроченный к празднованию Великой октябрьской социалистической революции.
Проходя свою первую аттестацию, встречая гостей из Америки или просто проводя открытые (и ежедневные тоже) уроки в последние 15-20 педагогических лет, я и мои коллеги активно фантазировали: с учениками мы «летали в космос», «спасались от пиратов», «открывали предметные острова, города», в гости к нам приходили Золушки, Царица Математика и королева Геометрия, Букварь и пр.
И только сейчас, я убедилась в том, что урок может быть интересным и познавательным, даже если у учителя в его распоряжении мел и доска, но учитель владеет информацией о том, как сделать урок «открытием» для ученика.
Урок сегодня, «фгосовский» урок, каков же он? Рассмотрим основные требования к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС:
- Обучение в деятельности. В основе ФГОС заложен деятельностный подход в обучении: «от действия к мысли». Ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Он может:
– самостоятельно поставить учебную задачу,
– спланировать свою деятельность,
– отвечать за результат (контролирует, исправляет, оценивает).
Главной способностью ученика становится умение учиться, т.е. учить себя, самому добывать знания.
-
- Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов обучения на результаты освоения учащимися основных образовательных программ.
- Предметные результаты.
Традиционный взгляд в этом подходе, что основной задачей для школы является передача глубоких и прочных знаний ребенку (ЗУН).
С введением нового ФГОС произошла смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний – организуется развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности (иными словами, «я, школьник, знаю, как добыть знания в неизвестных ранее условиях и как применить их в новой обстановке»).
-
- Метапредметные УУД.
Качество сформированности всех 4 групп УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных) подразумевает, что школьник:
– имеет возможность самоопределения и самореализации. Научение жить здесь и сейчас;
– понимает, что важны не сами знания, а умение их применить в новой обстановке;
– знает, как добыть, интерпретировать новую информацию.
Действительно, современному обществу нужны образованные (а значит сформированы предметные знания и умения), нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия – в основе чего лежат регулятивные УУД;
- отличаться мобильностью, активностью, любознательностью – познавательные УУД;
- быть способны к сотрудничеству – коммуникативные УУД;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание – личностные УУД.
- Создание комфортной среды на уроке.
Данное требования предполагает много нюансов, среди которых
– динамичность и вариативность урока,
– психологический комфорт,
– использование современных педагогических технологий,
– разнообразие форм и методов организации урока и пр.
Где всё это может реализовать педагог? Только на уроке. «Урок – это клеточка педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.”
Скаткин М.Н. (академик)
Рассмотрим типы уроков в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.
Но сначала – об особенности построения всех типов уроков по ФГОС в начальной и средней школе.
Структура ФГОС вводит новое понятие — “учебная ситуация”. То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Н-р, Незнайка ехал со скоростью 10км/ч 2 часа, проехал 20км. Пересел на лодку и плыл со скоростью 10км/ч тоже 2 ч, а проплыл 24 км. Почему?
Тема: Решение задач на движение по воде.
Н-р, Старушка волновалась о сестре и дочери.
Нашли однородные члены предложения – это существительные, женского рода, предл.падежа. Почему разные окончания?
Тема: Склонение имен существительных.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Н-р. Учитель обществознания ученику: «Упал, отжался за невыполнение домашнего задания».
Ученик: «Не имеете права!»
Учитель: «Тема сегодняшнего урока – права человека».
Н-р. В моем классе Петя С. и Никита А. живут в одном доме, в одном подъезде. Расстояние до школы они проходят одинаковое. Сегодня они вышли в школу в одно и то же время. Почему Петя опоздал?
Тема: Скорость движения.
А теперь подробно о типах уроков по ФГОС.
- Уроки «открытия» новых знаний (ОНЗ).
Урок ОНЗ является основой, базой технологии деятельностного подхода, поэтому предлагаю более подробно рассмотреть структуру урока ОНЗ с примерами из моего урока по русскому языку (2 класс, УМК «Школа России», тема «Что такое местоимение?).
Теория – этапы урока ОНЗ | Практика |
|
-На уроке много гостей, которые хотят порадоваться вашим знания, кто-то из них пришел поучиться у нас.
– Надеюсь, что у вас хороший настрой на урок, вы готовы активно поработать, перешагнуть границу своего «незнания» и открыть свои знания, чтобы использовать их в своей жизни! Кто сегодня мои помощники? |
|
Записываем число.
– Знаете ли вы, что сегодня Международный день подснежника. Что вам известно про цветок? В…сёлый …прель улыбнулся. Ч…десный д…нёк (на)стал. (От)света подснежник проснулся. Он (на)д…ро…ке встал. И.Беляков – Текст прочитать. – Это текст? Докажите. Это стихотворный текст, у него есть особенности (большая буква в начале). – Вставьте пропущенные буквы. Аргументируйте свой ответ. – Орфографическое прочтение. – Запись в тетрадях – 3-4 строка – Проверка на доске. – Дополнительный вопрос: найти слова, употребленные в переносном значении. |
|
-В каком разделе мы работаем? Какие части речи знаем?
Запись на доске схемы-опоры. – По каким признакам мы узнаем части речи -Вернемся в текст. Укажите все изученные части речи (в которых уверены) (Постановка практической задачи) – Назовите имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги |
|
– Какую практическую задачу вы решали? – Определяли части речи.
– Какое слово вызвало затруднение? – Он |
(«открытие нового знания»). |
– Выдвигаем гипотезы. Фиксируем их на доске:
– Гипотеза: Имя сущ-ое, предлог, «ловушка», местоимение и пр. -Есть ли похожие слова в речи? Запись на доске – Я, мы, они и пр. -Определите тему сегодняшнего урока – границу нашего «незнания». – Посмотрите на схему, по которой мы изучаем части речи, и определите, на какие вопросы на уроке мы должны получить ответ? Какая учебная задача сегодня на уроке?Учебная задача – На какой вопрос отвечает? – Что обозначает? – Как называется? – Для чего нужна в речи? – Как отличить от других частей речи? |
|
– Чтобы ответить на вопросы, предлагаю разобраться в нескольких ситуациях.
Ситуация №1. – Кто хорошо читает? Записать на доске – Мальчик, ученик, Петя… – Какая это часть речи? Имя существительное. Мне хочется, чтобы не обидеть Егора, Максима… найти слово, которое заменит все сущ-ые. – ОН. Ситуация №2. – Здравствуй, ты уроки сделала? – Это к кому обратились? К Даше, Алине… А слово Даша назвали? Нет. А какое назвали? – ТЫ – Слово «Даша» какая часть речи? – Имя сущ-ое. – Место имени существительного заняла новая часть речи – ТЫ. – Как же она называется? – Называется МЕСТОИМЕНИЕ *** Для умных голов – Какие еще имена присутствуют в русском языке? Имена прилагательные. Ситуация №3. – Они резво скачут. – Какую новую часть речи встречаем? – Понятно о ком идет речь? Измените и запишите так, чтобы стало понятно. (кто?) Лошади резво скачут. (что?) Капли резво скачут. – Местоимение называет предмет, о котором идет речь? Нет. Оно указывает на него. – На какие вопросы может отвечать местоимение? Кто? Что? – Проверим, на какие вопросы урока мы нашли ответ. – Что еще не узнали? (Для чего нужно местоимение?). Вернемся к ошибке из дом.работы. Разбираем «П». – Упр. 178. Какие ошибки в тексте? Записать один пример – самостоятельно. – Что местоимение помогает делать? Речь красивой. Ситуация №4. – Наталья Петровна, ты сегодня такая красивая, – сказал воспитательнице четырехлетний Боря. Ошибка? Не знает правил вежливости. – Роль местоимения? Речь вежливая, правильная. – Откройте учебник, найдите правило урока. Сверьтесь, что не сказали. – Чтобы ответить на последний вопрос, на какую часть речи, больше всего похоже местоимение, вернемся к гипотезам. Найдем верные и ложные. |
|
Итак, объединим все наши знания в правило-схему.
-Вопросы: 1.Как называется новая часть речи? 2.Приведи примеры местоимений 3.На какие вопросы оно отвечает? 4.В чем отличие имени существительного и местоимения? 5.Роль в речи – Работа в парах – Вернемся в текст и отметим над словом – мест. |
|
– Выпишите из предложенных слов местоимения – Я, ты, но, мы, мышь, она, Яна, на.
-Сколько их получилось? – 5. – Оцените свою работу. – Оцениваю вашу работу на «5». – Достаточно ли одного урока на изучение этой темы? Продолжим на следующем уроке |
|
– « Дорисуй подснежник по правилу:
У подснежника 3 лепестка-– Я все понял на уроке, что такое местоимения,и могу это объяснить одноклассникам. У подснежника 2 лепестка- Я понял, что такое местоимения,но не уверен, что объясню другому У подснежника 1 лепесток – Я не совсем понял, что такое местоимение Работы вывешиваются на доску |
|
– уметь рассказывать правило по кластеру или по учебнику, №175.
– ***для умных голов – Разберите предложения по членам предложения и узнайте, каким членом предложения бывает местоимение. |
- Уроки рефлексии
Цели урока в деятельности:
– формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, – научить детей находить причину своих затруднений, – самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, – научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. В содержании: – закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости. |
Структура
1. Мотивационный этап. 2. Актуализация знаний. 3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. 4. Составление плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). 5. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. 6. Обобщение выявленных затруднений. 7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. 8.Включение в систему знаний и умений. 9.Осуществление рефлексии. |
Обращаю ваше внимание, что отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия нового знания» является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап могут повторяться
в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия
-
- Уроки общеметодологической направленности (или уроки систематизации знаний)
Цели в деятельности:
– научить детей структуризации полученного знания, – развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, – научить видеть каждое новое знание, – повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. В содержании: – научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, – научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
|
Структура
1.Самоопределение. 2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений. 3.Постановка общей учебной задачи, целей урока. 4.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. 5. Реализация выбранного проекта. 6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. 7.Этап рефлексии деятельности. |
- Уроки развивающего контроля.
Их цель:
– научить детей способам самоконтроля
– проверить знания учеников.
Структура урока развивающего контроля включает этапы:
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
- Фиксирование локальных затруднений.
- Создание плана по решению проблемы.
- Реализация на практике выбранного плана.
- Обобщение видов затруднений.
- Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
- Решение задач творческого уровня.
- Рефлексия деятельности.
Предлагаю систематизировать отличия традиционного и современного
уроков на основании критериев оценки урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Критерии разработаны авторским коллективом НИРО.
- Содержательный аспект урока:
Требования ФГОС к уроку | Традиционный | Современный
(Образцовый!) |
1.1.
Сложность содержания, его соответствие возможностям уч-ся |
Обеспечивает работу в зоне актуального развития, простое | Рассчитано на зону ближайшего развития |
1.2.
Реализация деятельностного и компетентностного подходов. |
– Передача знаний.
– Не предполагает использование жизненного опыта детей. |
– От действия к мысли.
– Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью (где в жизни тебе это может пригодиться?) |
1.3.
Характер учебных заданий |
Задания по образцу, задания обучающего характера, применение знаний в стандартной ситуации
(н-р, переписывание КР). ! Отличные результаты в отработке ЗУН, требующих механического заучивания (н-р, вычислительные приемы). |
– Используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в жизненных ситуациях, в новых условиях,
– Исп-ся опыт детей, – Задания носят не только обучающий, но и развивающий характер |
- Структура и логика построения урока
2.1.
Структура урока |
Строго соблюдается | Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике предмета – используются знание новых типов урока.
Возможна вариативность деятельности для учителя. |
2.2.
Логика построения урока, типология урока |
Преобладающий тип – комбинированный. | – Урок «открытия» новых знаний.
– Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий, продумано соотношение этапов урока |
- Методический и технологический аспекты урока
3.1.
Формы учебной работы. |
Преобладает фронтальная работа.
Мало самостоятельности. |
Предусмотрено оптимально возможное для данного вида урока – сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы (в паре).
Достаточный объем самостоятельной работы. |
3.2.
Методы обучения и методические приемы |
– Преобладают традиционные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный).
– Преобладает диалог – «вопрос-ответ». |
– Широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский, диалоговые технологии. организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся;
– Используемые педтехнологии предусматривают коммуникативную активность детей («спроси меня», «ловушка» и пр.) – Интерактивные средства обучения (ИКТ технология) |
3.3.
Характер используемой наглядности |
Преобладает общая наглядность образная (картинки) | – Индивидуальный раздаточный материал.
– Широко используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символическая, модельная) |
3.4.
Целесообразность и функциональность используемых средств обучения |
«Разукрашивание» урока – наглядность ради наглядности. | – Вся наглядность использовалась на уроке для решения конкретной учебно-практической задачи. Все средства соответствовали возрасту детей |
3.5.
Организация оперативной обратной связи |
Предполагается, но не всегда используются (чаще – поднятая рука) | Рефлексия обязательна!
– Отслеживалось усвоение детьми материала, правильность выполнения заданий, проводилась коррекция ошибок. Используются средства связи и речевые, и сигнальные, и рефлексивные |
3.6.
Дифференцированный подход и учет индивидуальных заданий |
Работа рассчитана на среднего ученика | – Тонкий учет индивидуальных особенностей. Дифференциация в соответствии с видом урока предусмотрена только на некоторых этапах |
- Деятельностный аспект урока
4.1.
Формирование мотивационного компонента |
Нет целенаправленной работы по формированию положительной учебной мотивации. | Ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов. |
4.2.
Постановка учебных задач. Организация целеполагания. |
1.Цель (для учащихся) и тему сообщает учитель.
2.Планирования деятельности нет («идем за учителем»). 3. Получение знаний |
1. Уч-ся принимают активное участие в целеполагании.
Определяют тему, ставят цели в ходе решения «учебной задачи», определив границы своего знания и незнания. 2.Построение плана действий (алгоритма). 3.Ведется работа по усвоению детьми способов действий. Формирование УУД и получение предметных, метапредметных, личностных результатов |
4.3.
Формирование познавательных УУД |
Проводятся предметные действия | За урок- несколько (н-р, моделирование, логические действия, смысловое чтение и пр) |
4.4.
Формирование регулятивных УУД |
Нет рефлексии. Контроль и оценка – от учителя. | – За урок – несколько регулятивных УУД (н-р, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция).
– Самоконтроль, взаимоконтроль. – Возможны два вида рефлексии: учительская, ученическая (эмоциональная), |
4.5.
Формирование коммуникативных УУД |
Односложные ответы, стандартные примеры | – За урок – несколько ком-х УУД (н-р, планирование сотрудничества, вопросы и пр) |
4.6.
Характер активности детей |
Слушают и выполняют задание. | Субъекты деятельности |
- Организационный аспект урока
|
Строгие временные рамки | Вариативность для учителя |
|
– Присутствует
(но чаще, тихо – когда интересно!) – жесткие меры |
– Учим учебному сотрудничеству.
-??? |
|
Конспект | Технологическая карта |
5.Коммуникативный и личностный аспекты урока
|
Учитель организатор | Учитель наставник |
|
-Наличие замечаний
-Возможна авторитарность – «Силовое» управление голосом |
Тишь и благодать?
Совместный поиск решения |
Для полного самоанализа урока (или для его оценивания со стороны
администрации ОУ) должны быть просмотрены также на уроке:
– педагогическая техника учителя (владение речью, невербальными средствами общения);
– качественный самоанализ урока (что планировал – что получил).
Итак, современный урок это:
- Развитие – в процессе обучения!
- Активная деятельность – работают все и каждый!
- Проблемность – маленькое «открытие» каждый день!
- Диалог! Разные мнения!
- Творчество – и учителя, и ученика!
- Освоение учениками способов действий!
- Сотрудничество!
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
- Связь с жизнью!
А вместо эпилога хочется напомнить слова замечательного педагога, доброго и мудрого человека Ш. А. Амонашвили: «Каждый учитель, который даёт урок, тут же сам получает урок».
Список использованной литературы:
-
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.); под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н.Н.Деменевой.- М,: АРКТИ, 2013.