автор: Алдашкина Алсу Аббясовна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад №2”, г. Дзержинск Нижегородской обл.
Сценарий прогулки в средней группе “Приметы ранней весны”
Прогулка в средней группе «Приметы ранней весны»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно находить их.
Задачи:
Образовательная: расширение представлений о весенних изменениях в природе: таяние снега, появление сосулек, изменение продолжительности дня и ночи.
Развивающая: развитие умений различать и называть хвойные и лиственные деревья, различать сосновые и еловые шишки; развитие представлений детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к жизни леса весной, культуры поведения в лесу весной.
Материалы: картинка с изображением признаков ранней весны и лета, картинка грача, игрушка птица-веснянка, еловые и сосновые шишки, 4 корзинки.
Приемы: художественное слово, беседа, наглядность, экскурсия, игра.
Ход прогулки:
Воспитатель: Отгадайте, ребята, загадку:
Красавица-девица идёт,
Ярко солнышко ведёт,
А старушка-холодушка
Перед нею пятится,
В глушь лесную прячется.
(Весна)
Как вы думаете, какая из этих карточек относится к весне? Почему?
Дети: оседание снега и его изменившийся цвет (снег потемнел);
– изменилось солнышко (оно стало светить ярче и теплее);
– изменяется поведение птиц, которые чувствуют приближение весны;
Воспитатель читает стихи В. Берестова “Песенка весенних минут”.
Что ни сутки,
По минутке,
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку,
Прогоняем зиму
Прочь.
Воспитатель: какие ещё приметы весны вы знаете?
Дети: дни становятся длиннее, а ночи – короче.
Воспитатель: С чего же начинается приближение весны? (Начнет ярче светить солнышко.)
Какое оно? (Яркое, весеннее, теплое, ласковое, лучистое, доброе).
Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? (Снег стал таять). Каким стал снег? (Грязный, серый, рыхлый, липкий, мокрый, холодный). Во что же превратился снег? (Снег превратился в ручейки).
Ребята, а снег, который лежал на крыше, при таянии во что превращается? (в сосульки)
Упражнение с движениями “Сосулька”.
Вниз головой висит сосулька.
(руки опускаем вниз)
От солнца насморк у неё.
(трогаем нос)
То от тепла она заплачет,
(собираем “слёзы” в ладонь)
То платьице ушьёт своё.
(проводим руками по талии вниз
и горизонтально “отрезаем длину”)
Придёт мороз и закалит.
(дрожим)
Немного за ночь подрастёт,
(руки вытягиваем вверх, встаём на носочки)
Окрепнет телом, потолстеет,
(обхватываем себя руками)
Тяжёлой станет – упадёт.
(приседаем)
Воспитатель: что надо делать, чтобы обезопасить себя, чтобы сосульки не нанесли нам вреда?
Дети: не ходить под крышами домов, там, где висят сосульки.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а весна сейчас какая, ранняя или поздняя? (ранняя) А как называется первый весенний месяц? (март)
Март – переходное время. Морозные ночи и солнечные дни, звенит капель, появляются первые проталинки. Прощай, зима! Правду говорят: “Как зима ни злится, всё равно весне покорится”. Никогда не увидишь такого голубого неба, как бывает весной. Идёт весна, и ведёт за собой пернатых друзей. Какие птицы первыми прилетают в наши края? (Грачи). Давайте и мы с вами пройдем сейчас в лес и посмотрим, не прилетели ли к нам первые птицы.
Вот и первое дерево нашего леса. Как оно называется? (сосна) Посмотрите, а вот и птица сидит, как она называется (грач) “Грач на горе – весна во дворе” – указывает народная примета.
Идет весна по улице, звенит сосульками звонкими (динь-динь-динь)
Капает капелью (кап-кап-кап)
Ручейком в канавке (жур-жур-жур)
Травкой у порожка (шух-шух-шух)
Птичкою на ветке (чив-чив-чив)
Ребята, а я слышу, действительно, птичка запела. Давайте посмотрим, кто же это (снимаю с дерева птицу)
Птица: Здравствуйте, ребята, я – птичка-веснянка! Я с весной к вам прилетела, с солнышком красным, с денечком ясным!
Посмотрите, как много разных деревьев у нас в лесу. Вы знаете, как они называются?
А какие сейчас деревья? А я вижу несколько зеленых деревьев, как они называются одним словом? А какие хвойные деревья вы знаете? Чем они отличаются?
Пойдемте, рассмотрим с вами поближе ель.
Ой, ребята. Посмотрите, ветер-проказник разбросал все шишки на полянке, нам нужно навести порядок, поможете.
Труд-игра: собери еловые и сосновые шишки.
(делимся на 2-4 команды, одни собирают еловые шишки, другие – сосновые)
Птица: Молодцы, как чисто у нас стало! Теперь можно и поиграть.
Воспитатель: Давайте, мы с вами покажет птичке-веснянке, как мы умеем играть…
Хороводная игра:
Горошина
Дети стоят по кругу, «петушок» в кругу.
По дороге Петя шел
(петушок проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками)
Он горошину нашел,
(Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)
А горошина упала
Покатилась и пропала
(петушок кружится, горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)
Ох, ох, ох, ох!
Где – то вырастет горох?
(все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла)
Птица: Молодцы, ребята, замечательно играете. Но, к сожалению, мне пора, полечу в другой детский сад, рассказать, что зима закончилась, весна пришла. До свидание!
Воспитатель: Ребята, давайте, попрощаемся с Веснянкой. Ну, ну а мы еще немного поиграем, покатаемся на санках, построим снеговика, пока снег еще не весь растаял.