Конспект ООД по исследованию объектов живой и неживой природы у детей старшей группы «Зеркало нашей души».

Каталог всероссийских педагогических конкурсов

Каталог всероссийских конкурсов для детей

Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ

Программа международных педагогических конкурсов

Автор: Акифьева Марина Валентиновна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад 141” г. Дзержинска Нижегородской обл.

Конспект ООД по исследованию объектов живой и неживой природы у детей старшей группы «Зеркало нашей души».

Конспект ООД по исследованию объектов живой и неживой природы у детей старшей группы

Тема: «Зеркало нашей души»

2020-2021 уч. г.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • познакомить детей со строением органа зрения, его функциями;
  • формировать представления о роли зрения в жизни детей.
  1. Развивающие:
  • развивать познавательную активность, зрительное восприятие, глазодвигательные функции, внимание, память, воображение;
  • расширять и активизировать активный и пассивный словарь;
  • упражнять в умении грамматически правильно строить предложение;
  • развивать умственную операцию «сравнение и доказательство»;
  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к своему зрению;
  • воспитывать любознательность.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Методы и приемы: художественное слово, загадка, вопросы-ответы, эксперименты, физкультминутка, рассказ, беседа, слушание песни, гимнастика для глаз, дидактическая игра, игровое упражнение, опыт.
Средства: интерактивная доска, магнитофон,в блокноте Smartпрезентация «Глаза», мнемотаблица для рефлексии; бумага формат А4, перчатки на каждого ребенка, зеркальце на каждого ребенка.

Предварительная работа: введение термина «органы чувств: зрение», чтение и рассматривание плаката «Если хочешь быть здоров», книг В. В. Аристова, Л. Я. Гальперштейн «Тело человека».

Индивидуализация: Злата Л., Арина, Павел – упражнять в умении грамматически правильно строить предложение.

 

Деятельность воспитателя Деятельность детей
Воспитатель:

Пришел рассвет, настало утро,
Лучи по небу заблестели…
Проснулась ты… Весь мир как будто,
Стал лучше, чище и светлей!

-Дети, я хочу пожелать вам доброго утра и хорошего настроения. А чтоб оно у нас, действительно, сложилось добрым, предлагаю взять друг друга за руки, и улыбкой поприветствовать своего соседа справа, потом слева. 

Воспитатель: «Вы узнаете, о чем мы поговорим сегодня, если отгадаете загадку:
Два соседа-непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе.
Воспитатель: «Да, правильно это глаза. А для чего они нужны?» 

-Дети, как вы думаете благодаря какому органу, мы получаем 80% информации об окружающем нас мире?
Воспитатель: «Правильно, глазами вы видите все вокруг. Глаз-это орган зрения. Дети, Вы знаете кто самый зоркий из мира животных и птиц?» 

Воспитатель: А кто видит ночью лучше всех?» 

Воспитатель:  А вот попробуйте догадаться, почему зайца называют «косым»?»
Воспитатель: «Человек не такой зоркий, как орел, и не видит в темноте, как сова, и не может охватить такое пространство, какое видит «косой» глаз зайца. Но глаз человека именно такой, какой нужен ему, человеку. 

Проведем маленький эксперимент. 

-Все закройте глаза. Что вы видите сейчас?» 

-Что вы почувствовали, когда вдруг перестали видеть?» 

Воспитатель:С помощью зрения мы  можем предупредить опасность.  

Предлагаю вам сыграть в игру «Угадай настроение по глазам».

 

Воспитатель: Молодцы, вы достаточно быстро определили по выражению глаз настроение вашего товарища.

-А чтоб поподробнее нам узнать о строение глаза. Предлагаю вам сеть за столы.

Глаз- волшебный теремок, (показ слай№1)

Круглый маленький домок. 

Этот дом со всех сторон

Стенкой тонкой окружен, 

Стенкою гладкой и белой

Называется склерой. 

Впереди кружочек тонкий-

Роговица- словно плёнка, 

Вся прозрачна как стекло-

В мир чудесное окно. 

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца. 

Глаз бывает синий, серый. 

Впереди, пред белой склерой, 

Яркой радужки кружок, 

Коль светло- зрачок поуже, 

Чтобы видел глаз не хуже, 

Лишь стемнеет наш зрачок

Станет сразу же широк. 

А за радужкой лежит. 

Маленький хрусталик. 

Он такой имеет вид

Как стеклянный шарик. 

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром, 

Оболочкой гладкой-

Тоненькой сетчаткой

А внутри лежит большое

Всё прозрачное такое

И почти невидное.   

Гимнастика для глаз (2-3 упражнения для снятия напряжения и усталости)
Воспитатель:

(показ схемы глаза)

Вот насколько глаз человека – это тонкий и ценный «инструмент». 

Опыт.   Экспериментальная деятельность

Цель: определить реакцию зрачков на различное освещение (на столах зеркальца)

Воспитатель:

Рассмотрите свои зрачки в зеркальце, в освещенной комнате. А сейчас в полумраке. 

-Что вы заметили? 

Физкультминутка. Игра «жмурки» (по подгруппам)

Воспитатель:  Сейчас, мы с вами поиграем в игру «Жмурки». Мы с вами попробуем почувствовать на себе как тяжело, когда нам не помогают глаза (дети встают в круг, в середине водящий, ему завязывают глаза, дети ходят по кругу, произнося слова, затем водящий на ощупь определяет, кто стоит перед ним).

Мы в кругу с тобой идём,

Маше голос не подаём,

Ты глаза не открывай,

А на ощупь нас узнай!

Воспитатель: А знаете ли вы, что глаза могут рассказать, что человек болен и ему нужна помощь?»
Воспитатель: «У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят: «Глаза – зеркало души», и в этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. Наши глаза умеют смеяться, и тогда они становятся веселыми. (Воспитатель смешит детей). Вон сколько у вас смешинок в глазах, посмотрите друг на друга.
Воспитатель: «Посмотрите, друг на друга, и скажите, чем отличаются ваши глаза? Какого они цвета у Лизы, Влада, Вари?»
-Что мы делаем глазами? 

-Дети, давайте поиграем в игру «Надень перчатки закрытыми глазами»
Воспитатель: да, дети,  «глаза – наши верные помощники». 

Воспитатель:  В наше время врачи уже научились возвращать людям зрение, делают специальные операции на глаза, которые позволяют людям обходиться  без очков. Конечно, большое спасибо докторам за помощь, но прежде всего мы сами должны заботиться о своем зрении.

Воспитатель:  Совершенно верно. Для зрения очень важен и полезен витамин А. Этим витамином богаты тыква, морковь,черника, сливочное масло, яйцо. Скажите, кто какие из перечисленных продуктов любит? 

 (показ картинок, нельзя по долгу сидеть перед экраном компьютера, телевизора-до часа, расстояние от телевизора- 3метра)и т.д.

Рефлексия

Воспитатель: – Вот наше занятие и подошло к концу, но прежде, чем мы с вами закончим, я хотела бы узнать (слайд- мнемотаблица)

– Что нового, интересного и полезного вы узнали на занятии?

-Для чего нам необходимо зрение?

-Отчего могут заболеть глаза, испортится зрение?

– Почему человеку трудно без глаз?

– Что нужно делать, если устали глаза?

-Как уберечь глаза и сохранить зрение? (Ответы детей.)

Воспитатель:  Сегодня, дети, вы много трудились, все старались, были активными в беседе, думали,  размышляли, доказывали, делали выводы. И я надеюсь, что вы будете вести здоровый образ жизни и, конечно, будете беречь свое зрение. 

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, чьи глаза больше всего излучают доброту и любовь к вам.

Дети: мамины.

(звучит песня «Мамины глаза», просмотр рисунков.)

Организационный момент: 

(Дети встают полукругом.)

– Проговаривают текст вместе с воспитателем, приветствуют друг друга

-Отгадывают загадку

(Ответы детей) глаза.   Ребенок открывает нажатием спрятанную на доске картинку.

 

 

 

(Ответы детей)

-Глаза

 

 

– Орел парит на большой высоте и из-под облаков высматривает добычу.(Ребенок открывает картинку с орлом.)

– Сова легко отыскивает мышь в темноте.

– «Может быть, он плохо видит?»

-Закрывают глаза. Ничего не видно, темно. Страх, вдруг опасность рядом, хочется спать

 

– При переходе улицы, при встрече с собакой, змеей, машиной и т. д.Мы различаем предметы окружающего мира, узнаем знакомых людей.

Ребенок берет платочек, закрывает им лицо ниже глаз, изображает задуманное настроение (сердитое, озорное, грустное, веселое и т.д.). Дети отгадывают настроение по выражению глаз.

 

 

 

– Рассматривают презентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выполняют гимнастику в соответствии с текстом

 

 

 

 

– Рассматривают зрачки с помощью зеркал

 

 

 

(Ответы детей:  зрачки сужены)

(Дети прикрывают на некоторое время ладошками свои глаза)

Дети: в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут, зрачки расширяются. 

 

-Игра «Жмурки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: «А как же они рассказывают?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети рассматривают, называют). Цвет, форма, величина

Смотрим, улыбаемся глазами. Мы даже плачем, когда нам обидно.

(Дети надевают сначала перчатки с открытыми глазами, а потом с закрытыми). Анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

Дети: делать гимнастику для глаз, есть полезные продукты, 

Дети: Помним истину простую. Лучше видит только тот, кто жует морковь сырую, или пьет морковный сок.

Смотрят презентацию

 

 

 

– Отвечают на вопросы