урок по ФГОС

автор: Айманова Мариям Кулбаевна

учитель начальных классов МБОУ “Седлистинская СОШ”

урок по ФГОС

Интегрированный урок по окружающему миру+технология,

тема: « Игрушки делать – тоже ремесло.»

3 класс,

УМК «Начальная школа XXIвек».

   МБОУ «Седлистинская сош»

Учитель начальных классов

Айманова М.К.

Цель: Познакомить с русской культурой, с народной игрушкой, как один из   видов ремесла на Руси, научить мастерить русскую народную куклу-оберег.

 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных ,

метапредметных и познавательных результатов обучения:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
  • формирование умений отличать  изделия народных промыслов (познавательные УУД);
  • формирование умения выстраивать речевые высказывания;
  • формирование умений работать в статичных группах и парах  по плану (коммуникативные УУД);
  • формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

     освоение знаний по теме , умение их применять: называет традиционные ремесла и места традиционных игрушечных народных промыслов, узнает игрушку.

Ожидаемый результат:

  • сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;
  • сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;
  • сформируются  формы рефлексии;
  • сформируется базовый уровень умения характеризовать  особенности народных промыслов .

Материалы, инструменты,  оборудование:

У учителя: народные игрушки, компьютер, презентация «Русская народная игрушка», «Мастер-класс Кукла-оберег»

У учащихся: , нитки, тесьма, вата, заготовки из ткани.

Ход урока:

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Самоопределе-

ние к деятельности (орг. момент)

1 мин.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

А чтобы урок пошел каждому  впрок,

Дружно включайся в работу, дружок!

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу Коммуникатив-

ные

2. Актуализация знаний

2 мин.

– Ребята, в начале нашего урока я хочу уточнить и проверить у вас некоторые знания, которые вам пригодятся сегодня на уроке.

-Что такое ремесло?

-Кто такой ремесленник?

-Что делал ремесленник с предметами своего труда?

Обмениваются мнениями по пройденной теме. Познаватель-

ные, коммуникатив-

ные

3. Постановка учебных задач и определение темы урока.

3 мин.

Мы  на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли  вам короб расписной –

И товар в нём игровой.

 Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Народные игрушки и фольклор – сокровища русского народа. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Русских народных игрушек много.

Сегодня мы узнаем историю русской народной игрушки,о способах её изготовления  и раскроем секрет мастерства изготовления русской народной куклы.            Слайд

Обсуждают  вопросы, формулируют тему урока   конструируют учебные задачи урока . Регулятивные, познавательные (постановка и решение проблемы)
4. Открытие нового  (организация исследователькой работы по теме урока,

– работа с текстом

– индивидуаль-

ная работа

– работа группах

– творческие задания

12мин

–  Когда бабушкам и дедушкам твоих бабушек и дедушек было столько же лет, сколько сейчас тебе, они тоже очень любили играть. Вот только игрушки у них были другие.

-А какие это были игрушки, вы узнаете из текста учебника на стр.113,первый абзац.

-Составим схему:

         Из чего мастерили игрушки?

глина дерево    ткани солома   нитки

-Наша схема будет дополнятся по мере накопления информации.

.- Их покупали на ярмарках и базарах или делали дома из самых разных материалов: дерева, соломки, глины, ткани или ниток.

Девочки наряжали своих тряпичных и соломенных куколок, как настоящих модниц.

Деревянные игрушки «Карусель» и «Кузнецы» очень нравились мальчикам, потому что могли двигаться.

Из дерева и глины мастерили свистульки в виде птицы, зверя или фигурки человека.

Способ изготовления игрушки передавался из поколения в поколение: от деда- к внуку, от отца- к сыну. Ремесленники, которые вырезали матрёшек и медведей, лепили птичек, людей и коней, были во многих деревнях. И назывались эти игрушки по названию тех мест, где они изготавливались.

-Разделимся на две группы: первая ищет информацию

из учебника, а вторая из интернета(даётся ссылка).

Задание: Какие русские народные игрушки известны со времён Древней Руси?

( В местечке Дымково в России стали делать игрушки. Их стали ласково называть «дымка».                         Слайд

 Игрушки из глины делали в деревнях: Филимоново(филимоновская),Абашево(Абашевская),Каргополь(каргопольская),                                                                            Слайд

Всем известны Богородские игрушки из дерева       Слайд

 Обратите внимание на эти прекрасные деревянные игрушки (романовская, сергиево-посадская, семёновская)                                Слайд

Работа в группах по плану  исследования.

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Построение защиты своего исследования,

остальные слушают  и дополняют

Познаватель-

ные, коммуникатив-

ные, личностные

5 Физ.пауза

2 мин.

Снятие усталости. Взаимодействие и сотрудничество
6. Первичное закрепление

3мин.

Откройте тетради на стр.20 и выполните задание № 48и 49, по выбору.(проверка)

 

– Нравятся ли вам эти игрушки?    

        Как вы думаете, легко ли сделать игрушку?

—-Нет, не легко. Надо многое уметь и знать.

 Как называют человека , который мастерит игрушки?.

– Каким  должен быть умелец?

– А с помощью какого древнего инструмента делают игрушки?

Применяют полученную информацию при выполнении задания.

(Народный) Мастер, умелец, ремесленник, художник, волшебник.

-Старательным, трудолюбивым, терпеливым, ловким, работать с любовью, желанием.

– человеческие руки

Познаватель-

ные

личностные

7. Практическая работа по изготовлению куклы-оберега.

(технология)

12мин.

 У русского народа  кукла была наиболее распространённой игрушкой. Куклы были не только тряпочные – их делали из дерева,  лепили из глины, вертели из соломы и тряпок.  По своему предназначению традиционные куклы русских  делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы-обереги. Слайд

На Руси в куклы играли все дети до 7-8 лет. А уже позже игрушки для мальчиков отличались от игрушек девочек, потому что мальчиков воспитывали как защитников и добытчиков(медведи,лук, стрелы,мечи…) девочек как будущих матерей и домохозяек(куклы-игровые, обрядовые…)

Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами  и сделать своими руками куклу – оберег из ткани. (словарная работа «оберег») Эту куклу могут мастерить и мальчики , потому что  она защищает и хранит всю семью.

Для этого нам понадобится кусочки ткани, нитки, вата, копеечка, а ещё любовь к нашим близким и хорошее настроение.  И никаких иголок и ножниц.

—- Берём белую ткань квадратной формы, в середину кладём немного ваты, скручиваем и перевязываем ниткой. Голова куклы готова.  Слайд

—-Берём яркую разноцветную ткань квадратной формы, в середину кладём побольше ваты и копеечку, собираем края , а внутрь вставляем заготовку головы, затем перевязываем ниткой. Туловище с головой готово.  Слайд

———Берём яркую разноцветную ткань прямоугольной формы, скручиваем трубочкой, завязываем узелок посередине. Получились ручки        Слайд

——-Присоединяем ручки  к туловищу, на голову завязываем ленточку и платочек. Кукла-оберег  готова. Слайд

 Понравились вам ваши куклы?

По поверью народная кукла сделанная своими руками из ткани, внутри которой спрятана монетка, приносит в дом удачу и достаток, бережет домашний очаг, хранит семью.

Анализируют  результат приобретенных знаний и применение их в жизни. Регулятивные, познаватель-

ные, коммуникатив-

ные.

7. Рефлексия деятельности (

3 мин

:  Выставка работ.

Какое у вас настроение?

-Что вам больше всего  понравилось на уроке?

– Посмотрите, какие у нас получились куклы- обереги. Что можно сказать о качестве вашей работы?

-Что вы чувствуете? Молодцы, вы хорошо поработали.

– Для чего раньше делали таких кукол?

-А для чего их можно использовать сейчас? (Дарить в качестве сувенира, можно сделать выставку старинных народных кукол, можно использовать для развития мелкой моторики рук.)

Кукла-оберег прекрасный подарок для родных. Только в старину считали – свою первую куколку дарить нельзя.

Эта кукла является и мягкой игрушкой, и забавной милой куколкой, и талисманом, и вашей помощницей, и надеждой на самое прекрасное будущее,

– Наш урок подошел к концу.

самооценка, продолжают фразы Регулятивные- уметь оценивать правильность выполнения действия.
8 Домашняя работа

2 мин

Определение  заданий по выбору

1.Краткий рассказ по тексту учебника на стр.113-115.,тетрадь стр.21 №51

2.Написать сочинение: «Игрушка моей бабушки или дедушки».

3.С помощью родителей придумать свою игрушку и представить на следующем уроке.

Производят выбор заданий. Самостоятельное создание алгоритмов действий при решении  проблем творческого и поиского характера