автор: Айманова Мариям Кулбаевна
учитель начальных классов МБОУ “Седлистинская СОШ”
урок по ФГОС
Интегрированный урок по окружающему миру+технология,
тема: « Игрушки делать – тоже ремесло.»
3 класс,
УМК «Начальная школа XXIвек».
МБОУ «Седлистинская сош»
Учитель начальных классов
Айманова М.К.
Цель: Познакомить с русской культурой, с народной игрушкой, как один из видов ремесла на Руси, научить мастерить русскую народную куклу-оберег.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных ,
метапредметных и познавательных результатов обучения:
- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
- формирование умений отличать изделия народных промыслов (познавательные УУД);
- формирование умения выстраивать речевые высказывания;
- формирование умений работать в статичных группах и парах по плану (коммуникативные УУД);
- формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
освоение знаний по теме , умение их применять: называет традиционные ремесла и места традиционных игрушечных народных промыслов, узнает игрушку.
Ожидаемый результат:
- сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;
- сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;
- сформируются формы рефлексии;
- сформируется базовый уровень умения характеризовать особенности народных промыслов .
Материалы, инструменты, оборудование:
У учителя: народные игрушки, компьютер, презентация «Русская народная игрушка», «Мастер-класс Кукла-оберег»
У учащихся: , нитки, тесьма, вата, заготовки из ткани.
Ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
1. | Самоопределе-
ние к деятельности (орг. момент) 1 мин. |
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок! А чтобы урок пошел каждому впрок, Дружно включайся в работу, дружок! |
Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу | Коммуникатив-
ные |
||
2. | Актуализация знаний
2 мин. |
– Ребята, в начале нашего урока я хочу уточнить и проверить у вас некоторые знания, которые вам пригодятся сегодня на уроке.
-Что такое ремесло? -Кто такой ремесленник? -Что делал ремесленник с предметами своего труда? |
Обмениваются мнениями по пройденной теме. | Познаватель-
ные, коммуникатив- ные |
||
3. | Постановка учебных задач и определение темы урока.
3 мин. |
Мы на ярмарке бывали И подарки выбирали. Принесли вам короб расписной – И товар в нём игровой. – Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Народные игрушки и фольклор – сокровища русского народа. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Русских народных игрушек много. Сегодня мы узнаем историю русской народной игрушки,о способах её изготовления и раскроем секрет мастерства изготовления русской народной куклы. Слайд |
Обсуждают вопросы, формулируют тему урока конструируют учебные задачи урока . | Регулятивные, познавательные (постановка и решение проблемы) | ||
4. | Открытие нового (организация исследователькой работы по теме урока,
– работа с текстом – индивидуаль- ная работа – работа группах – творческие задания 12мин |
– Когда бабушкам и дедушкам твоих бабушек и дедушек было столько же лет, сколько сейчас тебе, они тоже очень любили играть. Вот только игрушки у них были другие.
-А какие это были игрушки, вы узнаете из текста учебника на стр.113,первый абзац. -Составим схему: Из чего мастерили игрушки? глина дерево ткани солома нитки -Наша схема будет дополнятся по мере накопления информации. .- Их покупали на ярмарках и базарах или делали дома из самых разных материалов: дерева, соломки, глины, ткани или ниток. Девочки наряжали своих тряпичных и соломенных куколок, как настоящих модниц. Деревянные игрушки «Карусель» и «Кузнецы» очень нравились мальчикам, потому что могли двигаться. Из дерева и глины мастерили свистульки в виде птицы, зверя или фигурки человека. Способ изготовления игрушки передавался из поколения в поколение: от деда- к внуку, от отца- к сыну. Ремесленники, которые вырезали матрёшек и медведей, лепили птичек, людей и коней, были во многих деревнях. И назывались эти игрушки по названию тех мест, где они изготавливались. -Разделимся на две группы: первая ищет информацию из учебника, а вторая из интернета(даётся ссылка). Задание: Какие русские народные игрушки известны со времён Древней Руси? ( В местечке Дымково в России стали делать игрушки. Их стали ласково называть «дымка». Слайд Игрушки из глины делали в деревнях: Филимоново(филимоновская),Абашево(Абашевская),Каргополь(каргопольская), Слайд Всем известны Богородские игрушки из дерева Слайд Обратите внимание на эти прекрасные деревянные игрушки (романовская, сергиево-посадская, семёновская) Слайд |
Работа в группах по плану исследования.
Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. Построение защиты своего исследования, остальные слушают и дополняют |
Познаватель-
ные, коммуникатив- ные, личностные |
||
5 | Физ.пауза
2 мин. |
Снятие усталости. | Взаимодействие и сотрудничество | |||
6. | Первичное закрепление
3мин. |
Откройте тетради на стр.20 и выполните задание № 48и 49, по выбору.(проверка)
– Нравятся ли вам эти игрушки? Как вы думаете, легко ли сделать игрушку? —-Нет, не легко. Надо многое уметь и знать. – Как называют человека , который мастерит игрушки?. – Каким должен быть умелец? – А с помощью какого древнего инструмента делают игрушки? |
Применяют полученную информацию при выполнении задания.
– (Народный) Мастер, умелец, ремесленник, художник, волшебник. -Старательным, трудолюбивым, терпеливым, ловким, работать с любовью, желанием. – человеческие руки |
Познаватель-
ные личностные |
||
7. | Практическая работа по изготовлению куклы-оберега.
(технология) 12мин. |
–У русского народа кукла была наиболее распространённой игрушкой. Куклы были не только тряпочные – их делали из дерева, лепили из глины, вертели из соломы и тряпок. По своему предназначению традиционные куклы русских делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы-обереги. Слайд
На Руси в куклы играли все дети до 7-8 лет. А уже позже игрушки для мальчиков отличались от игрушек девочек, потому что мальчиков воспитывали как защитников и добытчиков(медведи,лук, стрелы,мечи…) девочек как будущих матерей и домохозяек(куклы-игровые, обрядовые…) Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и сделать своими руками куклу – оберег из ткани. (словарная работа «оберег») Эту куклу могут мастерить и мальчики , потому что она защищает и хранит всю семью. Для этого нам понадобится кусочки ткани, нитки, вата, копеечка, а ещё любовь к нашим близким и хорошее настроение. И никаких иголок и ножниц. —- Берём белую ткань квадратной формы, в середину кладём немного ваты, скручиваем и перевязываем ниткой. Голова куклы готова. Слайд —-Берём яркую разноцветную ткань квадратной формы, в середину кладём побольше ваты и копеечку, собираем края , а внутрь вставляем заготовку головы, затем перевязываем ниткой. Туловище с головой готово. Слайд ———Берём яркую разноцветную ткань прямоугольной формы, скручиваем трубочкой, завязываем узелок посередине. Получились ручки Слайд ——-Присоединяем ручки к туловищу, на голову завязываем ленточку и платочек. Кукла-оберег готова. Слайд – Понравились вам ваши куклы? По поверью народная кукла сделанная своими руками из ткани, внутри которой спрятана монетка, приносит в дом удачу и достаток, бережет домашний очаг, хранит семью. |
Анализируют результат приобретенных знаний и применение их в жизни. | Регулятивные, познаватель-
ные, коммуникатив- ные. |
||
7. | Рефлексия деятельности (
3 мин |
: Выставка работ.
–Какое у вас настроение? -Что вам больше всего понравилось на уроке? – Посмотрите, какие у нас получились куклы- обереги. Что можно сказать о качестве вашей работы? -Что вы чувствуете? Молодцы, вы хорошо поработали. – Для чего раньше делали таких кукол? -А для чего их можно использовать сейчас? (Дарить в качестве сувенира, можно сделать выставку старинных народных кукол, можно использовать для развития мелкой моторики рук.) Кукла-оберег прекрасный подарок для родных. Только в старину считали – свою первую куколку дарить нельзя. Эта кукла является и мягкой игрушкой, и забавной милой куколкой, и талисманом, и вашей помощницей, и надеждой на самое прекрасное будущее, – Наш урок подошел к концу. |
самооценка, продолжают фразы | Регулятивные- уметь оценивать правильность выполнения действия. | ||
8 | Домашняя работа
2 мин |
Определение заданий по выбору
1.Краткий рассказ по тексту учебника на стр.113-115.,тетрадь стр.21 №51 2.Написать сочинение: «Игрушка моей бабушки или дедушки». 3.С помощью родителей придумать свою игрушку и представить на следующем уроке. |
Производят выбор заданий. | Самостоятельное создание алгоритмов действий при решении проблем творческого и поиского характера |