Познание окружающего мира через экскурсионно-краеведческую деятельность

автор: Абрамычева Александра Викторовна

учитель Володарск

Познание окружающего мира через экскурсионно-краеведческую деятельность

Экскурсионно-краеведческая деятельность – это непосредственное познание окружающего мира: своего родного края, всей страны. Она воздействует на личность всесторонне, идет интенсивное формирование мировоззрения в целом, а при таком комплексном воздействии на личность, естественно, идет и активизация познавательной деятельности учащихся.

Методологической основой организации экскурсионно-краеведческой деятельности является философское положение об определяющем влиянии на развитие человека социального окружения. Развитие человека рассматривается как реализация его природных возможностей в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Занятия туризмом и краеведением способствуют развитию личности ребенка, расширяют культурное пространство в самореализации личности, стимулируют ее к творчеству, создают ситуацию успеха для каждого. (Слайд 2)

В ходе экскурсионно-краеведческой деятельности важно соблюдать следующие педагогические требования (СЛАЙД 3):

–  краеведческая направленность;  (Слайд 4,5) предполагает изучение истории родного края, своей области, городов Золотого кольца России и, обработав анкеты с пожеланиями учащихся, городов-героев России.

– профессиональная направленность; (слайд 6,7) Цель профориентационных мероприятий- организация работы по профессиональному становлению выпускников. Задачи данной направленности вы можете видеть на слайде.

– современность содержания и форм экскурсионно-краеведческой деятельности (Слайд 8); экскурсионно-краеведческая деятельность должна отражать все новое. Темпы развития науки и техники требуют от учащихся умения ориентироваться в потоке новейшей информации. Большую роль в настоящее время играют активные формы и методы работы. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика. Здесь используются следующие формы экскурсионно-краеведческой деятельности:

  • Использование современных технологий (интерактивные музеи);
  • Формирование  у учащихся компетенции ответственного выбора;
  • Развитие логического мышления (квесты).

– учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся; (Слайд  9,10). Глядя на слайд, мы можем видеть интересы учащихся согласно их возрасту, но мы как педагоги, должны параллельно с развлекательной частью экскурсии добавлять в нее и познавательную часть. Например, если ребята в 7 классе изъявили желание посетить батутный центр, то вместе с этим была проведена экскурсия по Нижегородскому Кремлю. Также, в 9 классе учащиеся изъявили желание посетить новое развлечение – квест. Перед квестом мы посетили Музей паровозов г. Нижний Новгород. 30 октября 2017 года, во время каникул нами запланирована поездка в г. Нижний Новгород в один из ВУЗов. После этого нас ожидает пешая прогулка по Большой Покровской с экскурсионной программой «В преддверии Дня народного единства».

– сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;   это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно – полезной направленностью экскурсионно-краеведческой деятельности (Слайд 11-13). В процессе экскурсионно -краеведческой деятельности, ребенок не сторонний наблюдатель, изучающий окружающий мир, как бы со стороны и свободно экспериментирующий с ним в интересах сиюминутной пользы, он – часть мира, и как таковая, он включается в него, не нарушая его балансов.

Мной был проведен эксперимент. На вопрос анкеты «Интересно ли тебе заниматься туристско-краеведческой деятельностью?» положительно ответило 76%. Школьники, которым интересно заниматься экскурсионно -краеведческой деятельностью, объяснили это тем, что «в процессе экскурсионно -краеведческой деятельности узнаешь много интересного и полезного». Проведенные опросы выявили, что подростков привлекают активные формы деятельности в процессе экскурсионно-краеведческой деятельности. Особенно им запомнились уроки – походы, уроки – экскурсии, факультативные занятия.

В анкетах ученики выразили следующие пожелания: «чаще проводить экскурсии и путешествия», «больше давать практических заданий», «хотелось бы заниматься в факультативах или кружках по экскурсионно-краеведческой деятельности». Можно сделать вывод о стремлении подростков к активным действиям, к творческой деятельности, к самостоятельности в познании. У ребят часто прослеживается потребность в ярких впечатлениях, в практическом применении полученных знаний. Экскурсионно-краеведческая деятельность, в этом смысле, позволяет удовлетворить интерес к проблемам окружающей действительности.

На вопрос «В чем, по вашему мнению, заключается значение активизации познавательной деятельности в процессе занятий экскурсионно-краеведческой деятельностью?» учащиеся ответили следующим образом:

 

Активизация познавательной деятельности Да Нет Не знаю
1.Способствует повышению качества знаний.
82

14

4
2.Создает условия для развития личности.
74

22

4
3.Способствует желанию и умению самообразования.
49

31

20
4.Создает положительные условия для мотивации обучения.
54

28

18

 

 

– системность, непрерывное развитие экскурсионно-краеведческой деятельности. (Слайд 14)

Предполагается построение педагогической системы, составные части которой органично взаимосвязаны, образуют целостное единство. Реализация данного пункта предполагает непрерывность педагогического процесса в туристской работе, требует преемственности в воспитательных воздействиях. Важно, чтобы воспитание во время похода (экскурсии, экспедиции) являлось продолжением работы с подростками в течение учебного года в школе и, представляя качественно новый этап, способствовало закреплению ранее полученных знаний, умений, навыков.

Но на любом этапе реализации программы экскурсионно-краеведческой деятельности возникает ряд проблем:

  • Слабая мотивация Интернет-поколения на традиционные виды туристической деятельности;
  • Высокая насыщенность альтернативными видами времяпрепровождения;
  • Кризис семьи.

В связи с выше сказанным, в своей работе я применяю такие формы работы, которые доступны всем: онлайн-путешествие по музеям, видеофильмы о городах, приглашаем на классные часы представителей разных профессий.

Таким образом,  экскурсионно-краеведческая деятельность при  правильной организации является развивающей для подростков; при этом успех работы во многом зависит от личностных, человеческих качеств руководителя.