автор: Абрамычева Александра Викторовна
учитель Володарск
Познание окружающего мира через экскурсионно-краеведческую деятельность
Экскурсионно-краеведческая деятельность – это непосредственное познание окружающего мира: своего родного края, всей страны. Она воздействует на личность всесторонне, идет интенсивное формирование мировоззрения в целом, а при таком комплексном воздействии на личность, естественно, идет и активизация познавательной деятельности учащихся.
Методологической основой организации экскурсионно-краеведческой деятельности является философское положение об определяющем влиянии на развитие человека социального окружения. Развитие человека рассматривается как реализация его природных возможностей в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Занятия туризмом и краеведением способствуют развитию личности ребенка, расширяют культурное пространство в самореализации личности, стимулируют ее к творчеству, создают ситуацию успеха для каждого. (Слайд 2)
В ходе экскурсионно-краеведческой деятельности важно соблюдать следующие педагогические требования (СЛАЙД 3):
– краеведческая направленность; (Слайд 4,5) предполагает изучение истории родного края, своей области, городов Золотого кольца России и, обработав анкеты с пожеланиями учащихся, городов-героев России.
– профессиональная направленность; (слайд 6,7) Цель профориентационных мероприятий- организация работы по профессиональному становлению выпускников. Задачи данной направленности вы можете видеть на слайде.
– современность содержания и форм экскурсионно-краеведческой деятельности (Слайд 8); экскурсионно-краеведческая деятельность должна отражать все новое. Темпы развития науки и техники требуют от учащихся умения ориентироваться в потоке новейшей информации. Большую роль в настоящее время играют активные формы и методы работы. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика. Здесь используются следующие формы экскурсионно-краеведческой деятельности:
- Использование современных технологий (интерактивные музеи);
- Формирование у учащихся компетенции ответственного выбора;
- Развитие логического мышления (квесты).
– учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся; (Слайд 9,10). Глядя на слайд, мы можем видеть интересы учащихся согласно их возрасту, но мы как педагоги, должны параллельно с развлекательной частью экскурсии добавлять в нее и познавательную часть. Например, если ребята в 7 классе изъявили желание посетить батутный центр, то вместе с этим была проведена экскурсия по Нижегородскому Кремлю. Также, в 9 классе учащиеся изъявили желание посетить новое развлечение – квест. Перед квестом мы посетили Музей паровозов г. Нижний Новгород. 30 октября 2017 года, во время каникул нами запланирована поездка в г. Нижний Новгород в один из ВУЗов. После этого нас ожидает пешая прогулка по Большой Покровской с экскурсионной программой «В преддверии Дня народного единства».
– сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся; это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно – полезной направленностью экскурсионно-краеведческой деятельности (Слайд 11-13). В процессе экскурсионно -краеведческой деятельности, ребенок не сторонний наблюдатель, изучающий окружающий мир, как бы со стороны и свободно экспериментирующий с ним в интересах сиюминутной пользы, он – часть мира, и как таковая, он включается в него, не нарушая его балансов.
Мной был проведен эксперимент. На вопрос анкеты «Интересно ли тебе заниматься туристско-краеведческой деятельностью?» положительно ответило 76%. Школьники, которым интересно заниматься экскурсионно -краеведческой деятельностью, объяснили это тем, что «в процессе экскурсионно -краеведческой деятельности узнаешь много интересного и полезного». Проведенные опросы выявили, что подростков привлекают активные формы деятельности в процессе экскурсионно-краеведческой деятельности. Особенно им запомнились уроки – походы, уроки – экскурсии, факультативные занятия.
В анкетах ученики выразили следующие пожелания: «чаще проводить экскурсии и путешествия», «больше давать практических заданий», «хотелось бы заниматься в факультативах или кружках по экскурсионно-краеведческой деятельности». Можно сделать вывод о стремлении подростков к активным действиям, к творческой деятельности, к самостоятельности в познании. У ребят часто прослеживается потребность в ярких впечатлениях, в практическом применении полученных знаний. Экскурсионно-краеведческая деятельность, в этом смысле, позволяет удовлетворить интерес к проблемам окружающей действительности.
На вопрос «В чем, по вашему мнению, заключается значение активизации познавательной деятельности в процессе занятий экскурсионно-краеведческой деятельностью?» учащиеся ответили следующим образом:
Активизация познавательной деятельности | Да | Нет | Не знаю |
1.Способствует повышению качества знаний. | 82 |
14 |
4 |
2.Создает условия для развития личности. | 74 |
22 |
4 |
3.Способствует желанию и умению самообразования. | 49 |
31 |
20 |
4.Создает положительные условия для мотивации обучения. | 54 |
28 |
18 |
– системность, непрерывное развитие экскурсионно-краеведческой деятельности. (Слайд 14)
Предполагается построение педагогической системы, составные части которой органично взаимосвязаны, образуют целостное единство. Реализация данного пункта предполагает непрерывность педагогического процесса в туристской работе, требует преемственности в воспитательных воздействиях. Важно, чтобы воспитание во время похода (экскурсии, экспедиции) являлось продолжением работы с подростками в течение учебного года в школе и, представляя качественно новый этап, способствовало закреплению ранее полученных знаний, умений, навыков.
Но на любом этапе реализации программы экскурсионно-краеведческой деятельности возникает ряд проблем:
- Слабая мотивация Интернет-поколения на традиционные виды туристической деятельности;
- Высокая насыщенность альтернативными видами времяпрепровождения;
- Кризис семьи.
В связи с выше сказанным, в своей работе я применяю такие формы работы, которые доступны всем: онлайн-путешествие по музеям, видеофильмы о городах, приглашаем на классные часы представителей разных профессий.
Таким образом, экскурсионно-краеведческая деятельность при правильной организации является развивающей для подростков; при этом успех работы во многом зависит от личностных, человеческих качеств руководителя.