Проект “Мой светофор”

автор: Абдурахмонова Наталия Владимировна

воспитатель МБДОУ детский сад №22 г.Чита

Проект “Мой светофор”

 

1.Введение: Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль.    Легко ли научить ребенка вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями ПДД   и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят, или как делают? Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.   Поэтому  с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на  дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения    

1.1Актуальность:  С каждым годом в нашем городе увеличивается число машин, появляются новые дорожные знаки. Дети младшего дошкольного возраста плохо ориентируются в правилах дорожного движения, назначении дорожных знаков. Во время общения с рассматриванием иллюстраций на тему ОБЖ «Безопасное поведение на дороге», а также проведения д/игры «Собери светофор», я увидела,  что дети путаются, не знают правил поведения на дороге, поочередность и значение сигналов светофора. 

 Считаю, что именно с младшего возраста необходимо начинать приучать детей соблюдать правила дорожного движения (ПДД), воспитывать внимательное поведение на проезжей части. А также  воспитывать в детях такие качества как внимательность, осторожность, ответственность.  

  Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.                             

1.2. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: какие применить методы и приемы,  чтобы обучить детей умению соблюдать правила дорожного движения, навыки безопасного поведения на дороге, умению знать и различать световые сигналы светофора.

1.3.Гипотеза: проект поможет детям познакомиться с правилами дорожного движения , световыми сигналами светофора через знакомство с худ. литературой, проведение  д/игр, с/игр, строительные  и подвижные игры, наблюдения, общения  с рассматриванием иллюстраций, проведения О.Д, проведения развлечения на тему  «Светофор».

1.4.Условия реализации:

Продолжительность: 1месяц

Создание предметно – пространственной среды: размещение иллюстраций по правилам дорожного движения, разновидности автомобилей. Д/игра «Собери светофор», «Пешеходный переход», макет проезжей части  и к нему строительная игра «Город»

1.5. Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через игровую, познавательно исследовательскую деятельность, через проведения развлечения « Светофор».

Задачи:

Образовательные:  Познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения, со светофором. Учить понимать значение световых сигналов светофора. Формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге. Закрепить названия цветов (желтый, зеленый, красный). 

Развивающие: развивать у детей внимание, умение собирать из частей целое, умение классифицировать разные виды транспорта,  коммуникативные способности.

Воспитательные: воспитывать у детей умение соблюдать  правила в игре, умение действовать в коллективе.

1.6.Ожидаемые результаты:                                                                                                                              1.  У детей будут сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице.                                                                                                                             2. Дети смогут различать средство регулирования дорожного движения – светофор, а так же дорожный знак «Пешеходный переход»;                                                                                                  3.Сформируются знания правил поведения в общественном транспорте;                                                4. Расширятся  представления о транспорте легковом, грузовом и пассажирском,                                    5.У детей появится заинтересованность, расширится словарный запас                                          6.Родители примут активное участие в  выставке детско -родительских»работ «Дорога и светофор»; подборе иллюстраций по теме «Правила поведения на улице  и на дороге».                                     

   Родителям будут напечатаны буклеты « Знай и соблюдай правила дорожного движения».

  1. Создадутся  необходимые условия для организации деятельности по охране и безопасности жизни детей;

2.Планирование работы:                                                                                                                            2.1. План – график                                                                                                                         1)Разработка конспекта образовательной деятельности –рисование «Разноцветные колеса», коллективной аппликации «Микрораон».                                                               2)Подготовка конспекта к беседам «Что такое светофор», «Где можно играть» 3)Худ.слово (стихи) С.Яковлева «Читает книжку старый слон»,С.Михалков «Светофор», А.Барто «Грузовик».                                                                                                             4)Подготовить конспекты к  пальчиковой гимнастики «Светофор» ,игре-  физ.минутки «Светофор», гимнастики для глаз «Глазки видят все вокруг», подбор иллюстрационного материала на тему «Правила поведения на дороге и на улице», иллюстрации разного вида транспорта,  атрибуты к  подвижным играм «Воробушки  и автомобиль», «Поезд», «По ровненькой дорожке», конспекта к с/р. игре «Автобус» и атрибутов к игре, дидактические игры «Подбери колеса к машине», «Собери светофор», «Пешеходный переход», макет светофора, строительный набор игры «Город».

2.2.Взаимосвязь участников проекта: участие в фотовыставке «Дорога и светофор», оказание помощи в подборе иллюстрационного материала по данной теме, изготовления пешеходного перехода.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.

2.3.Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям: игровая, познавательная, коммуникативная(свободное общение), худ. эстетическая (рисование),двигательная, продуктивная.

2.4.Интегшрация образовательных областей:

1.Социально- коммуникативное развитие.

2.Познавательное развитие.

3.Речевое развитие.

4.Художественно- эстетическое развитие.

5.Физическое развитие.

3.Этапы проведения проекта.

3.1. Этап подготовительный.

Создание условий- здоровья  сберегающего пространства, обеспечение индивидуализации (свободного выбора) для каждого ребенка, обеспечение   методического материала в группе, привлечение родителей( законных представителей) к реализации проекта. Рассматривание  материала на тему «Правила поведения на дороге и на улице», иллюстраций разного вида транспорта, подбор подвижных и дидактических игр.

Разработка образовательной деятельности (коллективная аппликация) на тему «Микрорайон», (рисования) на тему «Разноцветные колеса».

Создание определенной атмосферы в группе.

Подготовка консультаций для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?», памятки для родителей  по правилам дорожного движения «Все начинается с малого»,  рекомендации по обучению детей правилам безопасности поведения в процессе пешего движения. 

3.2. Этап планирование.

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Второй этап складывается из самостоятельной деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды;

Решение проблемы через организацию разнообразной деятельности с детьми и привлечение родителей к работе над проектом.

Использование иллюстраций по теме «Правила поведения на дороге и на улице»

Разработка образовательной деятельности –коллективная аппликация «Микрорайон», рисование «Разноцветные колеса».

Создание мотивации детей к деятельности:

1.Создание игровой проблемной ситуации

2.Сюрпризные моменты

3.Обращение к опыту детей

3.3. Этап – деятельностный

 

Тема мероприятия  Работа с детьми   Работа с родителями  Совершенствование РППС
Беседа «Что такое светофор» Целенаправленный разговор воспитателя с детьми по теме беседы, который состоит из рассматривания макета, худ.слова, выполнения упражнеий физ.минутки «Светофор», ответов и вопросов. Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям на прогулке. Макет светофора.
Чтение С.Яковлева «Читает книжку глупый слон» Чтение стихотворения, обсуждение прочитанного.
Пальчиковая гимнастика «Светофор» Заучивание слов гимнастики и выполнение движений по тексту.
Дид.игра «Собери светофор» Закрепление  представления детей о назначении светофора, о его сигналах.   Дид.игра «Собери светофор»
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.  Шапочка автомобиля
Наблюдение на прогулке за проезжающим  транспортом Научить детей  различать транспорт по внешнему виду. 
Рассматривание иллюстраций разного вида транспорта. Совместное рассматривание с детьми Иллюстрации разного вида транспорта.
Образовательная деятельность (рисование ) «Разноцветные колеса» Закрепление умения у детей рисовать предметы круглой формы слитными неотрывными движениями кисти. Краски разных цветов , бумага размером альбомного листа, кисти по количеству детей, подставки для кисти,   стаканчики с водой.

 

Чтение и разучивание стих.

С Михалкова «Светофор»

Чтение стихотворения, совместное проговаривания, заучивание детьми.
Игра –физ.минутка «Светофор» Заучивание слов и выполнение упражнений по тексту.

 

Беседа «Где можно играть».   Целенаправленный разговор воспитателя с детьми по теме беседы, который состоит выполнения игрового упражненя «Самокат»,  выполнения упражнеий физ.минутки «Автомобили», ответов и вопросов, подвижной игры «Пешеходы и автомобили». Картинки видов транспорта.
Рассматривание иллюстраций на тему «Правила поведения на улице и на дороге» Совместное рассматривание с детьми. Помощь родителей в подборе иллюстраций Иллюстрационный материал 
Гимнастика для глаз «Глазки видят все вокруг» Дети выполняют движение глазами  по тексту.
Подвижная игра «По ровненькой дорожке» Развитие  у детей умения двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место, упражнять в ходьбе, в прыжках, в приседании, в беге. 
Строительная игра «Город» Самостоятельная игровая деятельность детей. Набор строительной игры «Город», 

макет микрорайона.

Образовательная деятельность(коллективная аппликация) на тему «Микрорайон» Создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования представлений о родном городе.

 

Лист А3 белого цвета с изображение дорог; клей, заготовки домов, деревьев, машин, салфетки (по количеству детей); презентация с изображением города Читы, музыка 
С/р игра «Автобус» Развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте Атрибуты к игре

 

Дидактическая игра «Собери пешеходный переход»  Формирование представлений у детей о пешеходном переходе, умение собирать по образцу.  Д/игра «Собери пешеходный переход»
Подвижная игра «Поезд» Формировать умение у детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу;  
Развлечение « Мой друг- светофор»

3.4.Этап- заключительный.

Презентация проекта

1.Предоставление разработки проекта.

2.Оценка этапов реализации проекта.

3.Оценка предметно развивающей среды в группе

4.Подведение итогов проекта(сравнение предполагаемого результата с достигнутым)

  1. Выводы

1.Работа в рамках проекта получилась (интересной, увлекательной, познавательной)

2.У детей увеличился активный словарь по теме «Правила дорожного движения», «Транспорт бывает разным»

3.Расширился кругозор детей знаниями правил дорожного движения, знанием светофора, пешеходного перехода и их значением на дороге.

5.Улучшилась предметно- развивающая среда группы через пополнение демонстрационного материала на тему «Правила поведения на дороге и на улице», 

5.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков, в совместной деятельности…

  1. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности.

Продолжать данный вид деятельности с детьми по теме «Правила дорожного движения», развивать познавательный интерес к совместной деятельности.

Продолжать вовлечение родителей в условиях детского сада в совместную игровую деятельность с ребенком.

6.Литература.

Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». – СПб.: «Детство – Пресс», 2004.–144 с. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.  Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.  Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.  Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.    

  1. Приложение