автор: Абдурахмонова Наталия Владимировна
воспитатель МБДОУ детский сад №22 г.Чита
Проект “Мой светофор”
1.Введение: Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Легко ли научить ребенка вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями ПДД и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят, или как делают? Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения
1.1Актуальность: С каждым годом в нашем городе увеличивается число машин, появляются новые дорожные знаки. Дети младшего дошкольного возраста плохо ориентируются в правилах дорожного движения, назначении дорожных знаков. Во время общения с рассматриванием иллюстраций на тему ОБЖ «Безопасное поведение на дороге», а также проведения д/игры «Собери светофор», я увидела, что дети путаются, не знают правил поведения на дороге, поочередность и значение сигналов светофора.
Считаю, что именно с младшего возраста необходимо начинать приучать детей соблюдать правила дорожного движения (ПДД), воспитывать внимательное поведение на проезжей части. А также воспитывать в детях такие качества как внимательность, осторожность, ответственность.
Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
1.2. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: какие применить методы и приемы, чтобы обучить детей умению соблюдать правила дорожного движения, навыки безопасного поведения на дороге, умению знать и различать световые сигналы светофора.
1.3.Гипотеза: проект поможет детям познакомиться с правилами дорожного движения , световыми сигналами светофора через знакомство с худ. литературой, проведение д/игр, с/игр, строительные и подвижные игры, наблюдения, общения с рассматриванием иллюстраций, проведения О.Д, проведения развлечения на тему «Светофор».
1.4.Условия реализации:
Продолжительность: 1месяц
Создание предметно – пространственной среды: размещение иллюстраций по правилам дорожного движения, разновидности автомобилей. Д/игра «Собери светофор», «Пешеходный переход», макет проезжей части и к нему строительная игра «Город»
1.5. Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через игровую, познавательно исследовательскую деятельность, через проведения развлечения « Светофор».
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения, со светофором. Учить понимать значение световых сигналов светофора. Формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге. Закрепить названия цветов (желтый, зеленый, красный).
Развивающие: развивать у детей внимание, умение собирать из частей целое, умение классифицировать разные виды транспорта, коммуникативные способности.
Воспитательные: воспитывать у детей умение соблюдать правила в игре, умение действовать в коллективе.
1.6.Ожидаемые результаты: 1. У детей будут сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице. 2. Дети смогут различать средство регулирования дорожного движения – светофор, а так же дорожный знак «Пешеходный переход»; 3.Сформируются знания правил поведения в общественном транспорте; 4. Расширятся представления о транспорте легковом, грузовом и пассажирском, 5.У детей появится заинтересованность, расширится словарный запас 6.Родители примут активное участие в выставке детско -родительских»работ «Дорога и светофор»; подборе иллюстраций по теме «Правила поведения на улице и на дороге».
Родителям будут напечатаны буклеты « Знай и соблюдай правила дорожного движения».
- Создадутся необходимые условия для организации деятельности по охране и безопасности жизни детей;
2.Планирование работы: 2.1. План – график 1)Разработка конспекта образовательной деятельности –рисование «Разноцветные колеса», коллективной аппликации «Микрораон». 2)Подготовка конспекта к беседам «Что такое светофор», «Где можно играть» 3)Худ.слово (стихи) С.Яковлева «Читает книжку старый слон»,С.Михалков «Светофор», А.Барто «Грузовик». 4)Подготовить конспекты к пальчиковой гимнастики «Светофор» ,игре- физ.минутки «Светофор», гимнастики для глаз «Глазки видят все вокруг», подбор иллюстрационного материала на тему «Правила поведения на дороге и на улице», иллюстрации разного вида транспорта, атрибуты к подвижным играм «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «По ровненькой дорожке», конспекта к с/р. игре «Автобус» и атрибутов к игре, дидактические игры «Подбери колеса к машине», «Собери светофор», «Пешеходный переход», макет светофора, строительный набор игры «Город».
2.2.Взаимосвязь участников проекта: участие в фотовыставке «Дорога и светофор», оказание помощи в подборе иллюстрационного материала по данной теме, изготовления пешеходного перехода.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.
2.3.Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям: игровая, познавательная, коммуникативная(свободное общение), худ. эстетическая (рисование),двигательная, продуктивная.
2.4.Интегшрация образовательных областей:
1.Социально- коммуникативное развитие.
2.Познавательное развитие.
3.Речевое развитие.
4.Художественно- эстетическое развитие.
5.Физическое развитие.
3.Этапы проведения проекта.
3.1. Этап подготовительный.
Создание условий- здоровья сберегающего пространства, обеспечение индивидуализации (свободного выбора) для каждого ребенка, обеспечение методического материала в группе, привлечение родителей( законных представителей) к реализации проекта. Рассматривание материала на тему «Правила поведения на дороге и на улице», иллюстраций разного вида транспорта, подбор подвижных и дидактических игр.
Разработка образовательной деятельности (коллективная аппликация) на тему «Микрорайон», (рисования) на тему «Разноцветные колеса».
Создание определенной атмосферы в группе.
Подготовка консультаций для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?», памятки для родителей по правилам дорожного движения «Все начинается с малого», рекомендации по обучению детей правилам безопасности поведения в процессе пешего движения.
3.2. Этап планирование.
Поиск ответов на поставленные вопросы.
Второй этап складывается из самостоятельной деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды;
Решение проблемы через организацию разнообразной деятельности с детьми и привлечение родителей к работе над проектом.
Использование иллюстраций по теме «Правила поведения на дороге и на улице»
Разработка образовательной деятельности –коллективная аппликация «Микрорайон», рисование «Разноцветные колеса».
Создание мотивации детей к деятельности:
1.Создание игровой проблемной ситуации
2.Сюрпризные моменты
3.Обращение к опыту детей
3.3. Этап – деятельностный
Тема мероприятия | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование РППС |
Беседа «Что такое светофор» | Целенаправленный разговор воспитателя с детьми по теме беседы, который состоит из рассматривания макета, худ.слова, выполнения упражнеий физ.минутки «Светофор», ответов и вопросов. | Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям на прогулке. | Макет светофора. |
Чтение С.Яковлева «Читает книжку глупый слон» | Чтение стихотворения, обсуждение прочитанного. | ||
Пальчиковая гимнастика «Светофор» | Заучивание слов гимнастики и выполнение движений по тексту. | ||
Дид.игра «Собери светофор» | Закрепление представления детей о назначении светофора, о его сигналах. | Дид.игра «Собери светофор» | |
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» | Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. | Шапочка автомобиля | |
Наблюдение на прогулке за проезжающим транспортом | Научить детей различать транспорт по внешнему виду. | ||
Рассматривание иллюстраций разного вида транспорта. | Совместное рассматривание с детьми | Иллюстрации разного вида транспорта. | |
Образовательная деятельность (рисование ) «Разноцветные колеса» | Закрепление умения у детей рисовать предметы круглой формы слитными неотрывными движениями кисти. | Краски разных цветов , бумага размером альбомного листа, кисти по количеству детей, подставки для кисти, стаканчики с водой.
|
|
Чтение и разучивание стих.
С Михалкова «Светофор» |
Чтение стихотворения, совместное проговаривания, заучивание детьми. | ||
Игра –физ.минутка «Светофор» | Заучивание слов и выполнение упражнений по тексту. |
Беседа «Где можно играть». | Целенаправленный разговор воспитателя с детьми по теме беседы, который состоит выполнения игрового упражненя «Самокат», выполнения упражнеий физ.минутки «Автомобили», ответов и вопросов, подвижной игры «Пешеходы и автомобили». | Картинки видов транспорта. | |
Рассматривание иллюстраций на тему «Правила поведения на улице и на дороге» | Совместное рассматривание с детьми. | Помощь родителей в подборе иллюстраций | Иллюстрационный материал |
Гимнастика для глаз «Глазки видят все вокруг» | Дети выполняют движение глазами по тексту. | ||
Подвижная игра «По ровненькой дорожке» | Развитие у детей умения двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место, упражнять в ходьбе, в прыжках, в приседании, в беге. | ||
Строительная игра «Город» | Самостоятельная игровая деятельность детей. | Набор строительной игры «Город»,
макет микрорайона. |
|
Образовательная деятельность(коллективная аппликация) на тему «Микрорайон» |
Создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования представлений о родном городе.
|
Лист А3 белого цвета с изображение дорог; клей, заготовки домов, деревьев, машин, салфетки (по количеству детей); презентация с изображением города Читы, музыка | |
С/р игра «Автобус» | Развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте | Атрибуты к игре |
Дидактическая игра «Собери пешеходный переход» | Формирование представлений у детей о пешеходном переходе, умение собирать по образцу. | Д/игра «Собери пешеходный переход» | |
Подвижная игра «Поезд» | Формировать умение у детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; | ||
Развлечение « Мой друг- светофор» |
3.4.Этап- заключительный.
Презентация проекта
1.Предоставление разработки проекта.
2.Оценка этапов реализации проекта.
3.Оценка предметно развивающей среды в группе
4.Подведение итогов проекта(сравнение предполагаемого результата с достигнутым)
- Выводы
1.Работа в рамках проекта получилась (интересной, увлекательной, познавательной)
2.У детей увеличился активный словарь по теме «Правила дорожного движения», «Транспорт бывает разным»
3.Расширился кругозор детей знаниями правил дорожного движения, знанием светофора, пешеходного перехода и их значением на дороге.
5.Улучшилась предметно- развивающая среда группы через пополнение демонстрационного материала на тему «Правила поведения на дороге и на улице»,
5.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков, в совместной деятельности…
- Планирование дальнейшей профессиональной деятельности.
Продолжать данный вид деятельности с детьми по теме «Правила дорожного движения», развивать познавательный интерес к совместной деятельности.
Продолжать вовлечение родителей в условиях детского сада в совместную игровую деятельность с ребенком.
6.Литература.
Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». – СПб.: «Детство – Пресс», 2004.–144 с. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
- Приложение